16.08.2013 23:51
    Поделиться

    Спасательная операция на индийской подлодке продолжается

    В пятницу индийские спасатели извлекли из затонувшей в порту Мумбаи подлодки "Синдуракшак" тела пятерых подводников. Оставшиеся 13 моряков пока числятся пропавшими без вести.

    Напомним, подводная лодка "Синдуракшак" затонула в ночь со вторника на среду в порту Мумбаи, где находилась на стоянке. В момент трагедии на ней находилось 18 моряков.

    Спасательная операция продолжается, но спасать уже некого

    "Тела, которые были извлечены, сильно деформированы из-за обширных ожогов", - говорится в распространенном в пятницу пресс-релизе ВМС Индии. Они были доставлены в военно-морской госпиталь "Ашвини", расположенный в Мумбаи. Там медики проведут исследование ДНК, чтобы установить личности погибших.

    Несмотря на отсутствие даже малейшей надежды найти живых моряков, спасательная операция продолжается. Водолазы делают все возможное, чтобы найти хотя бы тела. "Доступ во внутренние помещения подводной лодки был практически невозможен из-за заблокированных люков, разрушенных лестниц, мутной воды, которая затрудняла видимость даже при использовании мощных ламп", - заявили индийские военные. На раннем этапе пробраться внутрь им не позволила кипящая внутри лодки вода: горящая изнутри лодка нагревала морскую воду настолько, что водолазы не могли к ней даже приблизиться. В сложившейся ситуации они могли расчищать проход, работая только по одному. В итоге потребовалось в общей сложности 36 часов, чтобы попасть во второй отсек, находящийся под боевой рубкой.

    Осторожные заявления представителей ВМС Индии сменяются теперь более трезвыми утверждениями о том, что живых на подводной лодке уже никого нет. "Разрушения внутри субмарины в районе комнаты управления говорят о том, что обнаружить тела моряков в других отсеках будет трудно, поскольку взрыв и высокая температура, которая расплавила сталь, могли также уничтожить и тела", - говорится в пресс-релизе.

    Кто поднимет лодку?

    Теперь, когда вопрос о спасении моряков уже снят, и военно-морские силы фактически признали их гибель, главной задачей остается поднять лодку со дна. Дело даже не в том, что ее необходимо восстановить. Скорее всего из-за сильных повреждений она будет списана. "Синдуракшак" нужен для расследования причин аварии.

    Индия имеет соглашение с США, которые в случае затопления подлодки обязаны оказать помощь в спасении экипажа. Но оно относится только к открытому морю, а "Синдуракшак" затонул у пирса. Тем не менее США, а также Франция и Германия предложили индийскому правительству свою помощь.

    В пятницу индийские СМИ сообщили, что выбор военных пал на нидерландскую компанию "СМИТ". Два года назад она уже помогала индийцам поднимать со дна фрегат ВМС Индии "Видхягири", который затонул на входе в порт Мумбаи, столкнувшись с торговым судном. Специалисты из сингапурского отделения фирмы в ближайшее время могут прибыть на место аварии. Напомним, эта фирма участвовала в операции по подъему на поверхность затонувшей в Баренцевом море в 2000 году российской атомной подводной лодки "Курск".

    Однако некоторые эксперты высказываются в пользу привлечения к спасательной операции России. "У нас нет соответствующего опыта, чтобы попасть внутрь подводной лодки, - рассказал индийским журналистам бывший командующий Западным командованием вооруженных сил Индии генерал-лейтенант Прем Хун. - Я считаю, что лучше попросить помощи у России".

    Версии катастрофы

    Тем временем специальная комиссия по расследованию ЧП на подводной лодке уже активно работает и опрашивает очевидцев трагедии. Более точные данные специалисты смогут получить только после того, как попадут внутрь субмарины и детально осмотрят ее повреждения. Но местные эксперты уже выдвинули несколько основных версий.

    Первая связана с утечкой водорода из аккумуляторных батарей. Подводная лодка "Синдуракшак" - дизель-электрическая, поэтому на ней находится большое количество батарей, которые периодически необходимо заряжать. Кстати, именно эта причина вызвала пожар на лодке в 2010 году. Тогда во время аварии погиб один и были ранены еще двое моряков. Затем лодка прошла ремонт в России, а батареи были заменены на индийские. Однако местные военные считают ее маловероятной, так как батареи заправлялись за три дня до катастрофы, а высокое содержание водорода на лодке не осталось бы незамеченным.

    Вторая версия связана с боезапасом "Синдуракшак". Характер взрывов и разрушения могут свидетельствовать о том, что сдетонировали несколько ракет или торпед. Это могло, например, произойти при неправильной установке боеприпасов или во время их загрузки на корабль. Однако отставные индийские военные говорят о том, что как торпеды, так и ракеты имеют многоуровневую систему защиты, которая сводит вероятность их непроизвольного подрыва до минимума.

    И, наконец, самая таинственная версия - теракт. Подлодка затонула накануне Дня независимости - одного из главных национальных праздников Индии. К тому же инцидент с "Синдуракшак" произошел на фоне очередного обострения отношений Дели и Исламабада. Буквально за неделю до затопления лодки на линии контроля между Пакистаном и Индией были убиты пять индийских военных. Атаку совершила группа вооруженных людей, пришедшая с территории Пакистана. Связаны эти события между собой или же это просто случайное совпадение покажет расследование. Однако главком ВМС адмирал Девендра Джоши не исключил версию теракта, хотя и назвал ее маловероятной. В любом случае, как отмечают военные, взрыв мог произойти только изнутри, поскольку на территорию порта, где пришвартованы военные корабли, допуск строго ограничен. А это значит, что если версия теракта подтвердится, бомбу на корабль мог пронести только кто-то из моряков.

    Российские эксперты помогут в расследовании

    Пока индийская сторона не направляла официальных запросов на участие российских экспертов в изучении обстоятельств случившегося, но они уже готовятся направиться в Мумбаи. Как сообщил вчера "Интерфакс" - АВН, группа российских специалистов, в которую войдут представители ряда российских оборонных предприятий, уже формируется в Москве. Однако неизвестно, будет она помогать только в расследовании инцидента или также примет участие в подъеме "Синдуракшак" со дна.

    Если российских экспертов все-таки пригласят, а вероятность этого очень высока (поскольку лодка российского производства и недавно была модернизирована также в России), тогда им предстоит выяснить, почему не сработала аварийная система, о чем в среду говорил главком индийских ВМС, а также какие работы выполняли ночью на лодке 18 членов экипажа.

    Как писала ранее "РГ", представители гарантийной группы центра судоремонта "Звездочка", находящиеся в Мумбаи, покинули подлодку вечером во вторник. Тогда на ней все было исправно.

    Что ждет индийский флот после гибели "Синдуракшак"?

    Трагедия на "Синдуракшак" стала не только самой крупной для индийских ВМС с 1971, когда пакистанцы потопили индийский боевой корабль, но и поставила много неприятных вопросов перед индийскими ВМС. Еще несколько дней назад их командование рапортовало об успешном запуске ядерного реактора на первой индийской АПЛ и спуске на воду первого индийского авианосца, а теперь ему необходимо трезво оценивать ситуацию во флоте в целом. Предстоит понять, где именно дала сбой система. Виноваты ли в этом сами подводники или подвела техника? Почему у ВМС не оказалось спасательных кораблей, способных действовать на малых глубинах? Ответы на эти и другие вопросы можно будет получить только после окончания расследования. Главком ВМС Индии обещал его не затягивать и завершить через четыре недели.

    Помимо организационных проблем, придется восполнять понесенную потерю. В местных СМИ уже появились мнения экспертов о том, что индийское правительство может взять в аренду у России несколько подводных лодок. "Индийские военно-морские силы, возможно, возьмут в лизинг две российские субмарины, так как строительство или приобретение займет больше времени", - рассказал в интервью "Хиндустан Таймс" бывший командующий ВМС Индии адмирал Арун Пракаш.

    Сейчас подводный флот Индии насчитывает около десяти подлодок аналогичных "Синдуракшак", а также четыре дизель-электрических подлодки класса "Шишумар", созданной на основе немецкой субмарины. Десять из них старше 20 лет при среднем сроке службы субмарины 25-30 лет. В Индии совместно с французами также реализуется программа по строительству шести новых подводных лодок класса "Скорпена", но из-за постоянных отсрочек и возросших издержек спуск на воду первой из них произойдет в лучшем случае в 2016 году. Поэтому вариант с лизингом российских подлодок не выглядит столь фантастическим.

    Возможно этот вопрос будет поднят во время визита в Москву на следующей неделе заместителя министра обороны Индии Радхи Матхура. Как пишет издание "Хинду", официально он должен обсудить поставку индийским военно-морским силам авианосца "Викрамадитья". Напомним, он должен быть передан индийцам в ноябре этого года. Однако не исключено, что с учетом недавней катастрофы может быть затронут и вопрос усиления индийского подводного флота.

    Поделиться