Вадим Бурлак, путешественник.
Сколько же раз мы наступаем на одни и те же грабли! Когда у нас случается трагедия, подобная той, что произошла на реке Иртыш, о чем "РГ" пишет на 1-й и 6-й полосах, поднимается шум, подключается прокуратура. Но после того, как шумиха утихает, все остается так, словно ничего и не было. По-прежнему сохраняется плохой надзор за экипажем, которому доверены жизни пассажиров. Работа с кадрами вообще хромает. Профессиональная подготовка уже не та, что была лет тридцать назад. Ну и просто наше российское разгильдяйство, привычка жить "на авось" играют свою печальную роль. Во время путешествий мне довольно часто приходилось видеть, как члены команды позволяли себе во время рейса и спиртное, и иные нарушения. Есть здесь и другой фактор. Я имею в виду технику, которая у нас изношена, причем не только на речном транспорте.
Но только ли в России имеет место халатное поведение экипажа? В странах Ближнего Востока мне приходилось видеть трезвых водителей, которые тем не менее плохо знают свое дело, садятся за руль после каких-то подозрительных курсов и просто не надлежащим образом относятся к своим обязанностям. Правда, в развитых западных странах, таких, как Франция, Англия, Германия, существует очень серьезный отбор всех, кто управляет речными и морскими судами, а также авиацией и автотранспортом. Что не отменяет факта: россияне, к сожалению, не одиноки в этой беде. Простым людям очень сложно обезопасить себя от неприятностей в пути. Представьте себе, что вы куда-то торопитесь и в спешке купили билет на речной теплоход. В таких обстоятельствах вы не будете допытываться, трезва ли команда, и проверять, какие учебные заведения окончили ее члены. Только в случае явных, очевидных даже посторонним людям нарушений вы попытаетесь кого-нибудь о них проинформировать. Но опять же, кому можно доложить о том, что капитан или штурман пьяный, а рулевой ведет себя неадекватно, если судно уже отчалило? Не будет же пассажир прыгать за борт, чтобы доложить о происходящем в вышестоящую инстанцию!
Уже давно витает мысль о создании специальных тревожных кнопок, с помощью которых в случае чего-то неладного можно будет подавать об этом сигналы. Я не берусь судить о том, насколько идея исполнима, но количество катастроф и аварий эта мера снизила бы. Впрочем, здесь возможно огромное количество хитростей. Помехи в работе устройства можно организовать под самыми разными предлогами. Так что лучше делать не кнопку, а телефон доверия, на который любой гражданин мог бы дозвониться со своего сотового. Он должен висеть на самом видном месте на всех судах речного и морского флота. Да и других видов транспорта это, кстати, тоже касается.