Чтение приговора по делу о Крымске займет не менее трех дней

Как стало известно корреспонденту "РГ", чтение приговора по многостраничному делу на судебном процессе над экс-руководителями Крымского района и города Крымска, не предупредившими людей о надвигающемся наводнении, продлится не менее трех дней.

Мы уже рассказывали о том, что в Крымске, в понедельник в 10.00 утра началось оглашение приговора по уголовному делу о катастрофическом июльском наводнении 2012 года. Во время зачитывания приговора председатель суда Владимир Макаренко, согласившись с мнением гособвинителей, сказал: "Суд признал подсудимых виновными".

Сегодняшнее заседание суда (ожидается, что оно может продлиться не менее трех дней) завершилось в 16.45. Объявлено, что завтра заседание продолжится в десять часов утра.

На скамье подсудимых - четверо бывших местных руководителей. Всех их обвиняют в халатности и судебном подлоге. Следствие пришло к выводу, что должностные лица района были заблаговременно извещены о возможной чрезвычайной ситуации, однако не приняли мер по оповещению и эвакуации жителей, в результате чего погибли 153 человека, пропали без вести два человека и пяти гражданам был причинен тяжкий вред здоровью.

Слушание громкого уголовного дела в течение трех месяцев проходило в здании социально-культурного центра города Крымска под председательством судьи из соседнего, Абинского района Владимира Макаренко: все его коллеги из Крымска получили отвод прокурора. Государственное обвинение поддерживали три сотрудника прокуратуры Краснодарского края. В ходе судебных заседаний ими были представлены собранные следствием доказательства вины муниципальных чиновников, не оповестивших граждан о надвигающейся беде, а затем давших своим подчиненным указания изготовить задним числом документы, что это якобы делалось.

Они запросили для экс-главы Крымского района Василия Крутько шесть лет реального лишения свободы и 4,5 года колонии - для Виктора Жданова, бывшего заместителя руководителя районного управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты (он также обвиняется в мошенничестве). Экс-главу Крымска Владимира Улановского, по мнению прокуроров, нужно приговорить к 3,5 года колонии-поселения, а бывшей главе Нижнебаканского сельского поселения Ирине Рябченко назначить наказание в виде 3,5 года условного лишения свободы.

Как считают гособвинители, подсудимые действовали по принципу: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Сами они в последнем слове заявили, что мол, "делали все, что было в их силах для спасения людей". Лишь Василий Крутько, бывший глава Крымского района, отказался от последнего слова. И только он частично признал свою вину, а его трое бывших коллег заявили о своей полной невиновности. Так считают и адвокаты всех четверых подсудимых. По их мнению, их подзащитные при всем своем желании не смогли бы противостоять нашествию небывалой по масштабам стихии.

- Прошлогоднее наводнение в Крымске - беспрецедентное стихийное бедствие, в основе которого лежит, безусловно, природное явление, - считает руководитель управления Следственного комитета РФ Владимир Маркин. - Однако концентрации столь большого количества осадков способствовала инфраструктура, которая препятствовала прохождению воды. Обыкновенные железные дороги на насыпи, мосты и другие объекты фактически превратились в плотины, которые по понятным причинам не могли выдержать стихию и стали катализатором для образования паводковой волны. И если местная инфраструктура, очевидно, не могла и не должна была сдержать удар стихии, то местные чиновники имели все для того, чтобы адекватно подготовиться к этому вызову. Трудно представить, что испытывали они в тот момент: равнодушие, растерянность, панику или просто надеялись на авось. Но для более полутора сотен жертв этой страшной катастрофы, а также для многих, кто потерял в один миг все нажитое, это не имело никакого значения. Люди оказались беззащитными не только перед природной стихией, но и, как выяснило следствие, перед чиновничьим безразличием. Даже после того, когда сами чиновники осознали весь масштаб беды, которая пришла в город с их молчаливого бездействия, пытаясь уйти от ответственности, обвиняемые подготовили и подписали "задним числом" несколько документов, которые, как они полагали, оправдают их. Но эти фальсификации легко были раскрыты опытными следователями и стали материалами общего уголовного дела, кстати, объемом более двухсот томов.

Здание социально-культурного центра расположено рядом со Стеной Плача - недавно открытым памятником жертвам трагедии. Год спустя жители Крымска называют героями простых граждан, которые пришли им на помощь, а некоторые даже пожертвовали собственной жизнью. Мнения о сидящих на скамье подсудимых чиновниках разделились. Одни считают, что их сделали крайними, другие настаивают на самом суровом наказании для обвиняемых. Большинство потерпевших попросили суд рассматривать дело без их участия: слишком тяжело выслушивать подробности гибели своих родных и близких. На оглашении приговора присутствовало всего восемь из 136 представителей потерпевших. Практически все плакали.

- Мы в ту ночь с мужем оба осиротели, - говорит Елена Шавловская, женщина со скорбным лицом. - Накануне в гости к родным уехали, старенькие мамы дома одни остались. И никто к ним на помощь не пришел, когда вода хлынула. А теперь руководители заявляют, что сделали для спасения людей все возможное. Я возмущалась, когда это слышала. Мам наших не вернешь, но их мученическая гибель должна послужить уроком для всех, кто занимает кресло руководителя.
Павел Пчелинцев, его жена и дети в ту ночь чудом спаслись: вода затопила под самую крышу их капитальный дом, построенный после наводнения 2002 года. А отца, находившегося в старой хате, спасти не смогли: когда, разбив окна, вытащили его, старик уже был мертв.

- Отец был инвалидом Великой Отечественной воны, - рассказывает Павел. - На фронте выжил, а тут в мирное время погиб. Не могу смириться с тем, что его уже нет с нами. На ремонт отцовского дома, кстати, до сих пор денег не получили. Слава богу, большой дом отремонтировали, теперь в нем все живем.

Сын фронтовика, как впрочем и все другие родственники погибших жителей Крымского района, мести не жаждут, а некоторые даже жалеют чиновников, оказавшихся на скамье подсудимых. В защиту Владимира Улановского, успевшего всего два месяца после своего избрания проработать на посту мэра Крымска, даже подписи собирали. Улановскому, находящемуся с июля прошлого года под стражей, нынешней весной по состоянию здоровья изменили меру пресечения на домашний арест. Василя Крутько, рассказывают, на заседания суда привозят из больницы. Ирина Рябченко вскоре после наводнения перенесла операцию на сердце. Виктор Жданов за решеткой похудел, говорят, чуть ли не вполовину.

- И сами они, и семьи их теперь будут нести этот позор, - считает Павел Пчелинцев. - Пусть живут с ним и помнят о тех, кого мы потеряли при их попустительстве.