19.08.2013 23:43
    Поделиться

    В Наньян-Маре открывается конференция по ЧС в Арктике

    Предотвратить загрязнение Арктики можно только вместе
    Сегодня в Нарьян-Маре открывается Международная конференция "Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике", в которой примут участие специалисты в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в районах Крайнего Севера, специалисты нефтегазового сектора, природоохранных организаций из Канады, США, Норвегии, Финляндии, Дании и других государств Арктического совета.

    Участники конференции смогут ознакомиться с российскими технологиями предупреждения и ликвидации аварийных нефтеразливов на морских добывающих платформах, а также с технологиями обеспечения безопасности добычи и транспортировки нефтепродуктов и объектов жизнеобеспечения.

    Ожидается, что в ходе конференции состоится открытие арктического аварийно-спасательного центра. До 2015 года на арктическом побережье России планируется открыть 10 комплексных аварийно-спасательных центров, на их строительство выделено 910 миллионов рублей. В этом году, помимо Нарьян-Мара, такой центр должен появиться в Дудинке.

    В ходе конференции состоится открытие арктического аварийно-спасательного центра

    Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике. Общая численность персонала всех центров составит 974 человека.

    Спасатели, конечно, должны быть наготове, но главное - не допустить чрезвычайных ситуаций, и здесь очень велика роль законодательства. По мнению специалиста по ликвидации чрезвычайных ситуаций концерна Shell Виктории Броже, важно, чтобы законодательство создавало такие условия, при которых компании, продемонстрировавшие способность ответственно вести работы с использованием лучших технологий и обладающие соответствующим опытом, допускались к разработке природных ресурсов, особенно в районах с чувствительной экологией. В мире есть много примеров успешного совместного существования нефтяной, рыболовных и туристических индустрий. Нельзя концентрироваться исключительно на том, как мы будем убирать нефть, и на компенсации ущерба. Законодательство должно быть нацелено на то, чтобы максимально уменьшить риск нефтяного разлива через соответствующие превентивные меры.

    Арктика разделена на сектора, но это единый природный комплекс, поэтому очень важно гармонизировать усилия по предотвращению загрязнения региона. По мнению экологов, хрупким экосистемам Арктики нужны общие правила нефтедобычи, судоходства и рыболовства, о которых северные страны должны договориться. Для арктических областей нужны единые стандарты и система регулирования. Это не означает, что отменяются или подвергаются сомнению суверенные права или национальное законодательство. Но если нефтегазовые компании оперируют в Арктике, делать это они должны единообразно во всех частях региона, а не пользоваться недостатками или послаблениями того или иного законодательства. Крупная авария в Арктике может затронуть многие, если не все страны региона, и выйти далеко за его пределы.

    Обсуждения технических возможностей реагирования на нефтеразливы в Арктике показывают, и сами компании соглашаются с этим, что никакой практически применимой технологии ликвидации разливов на море в ледовых условиях высокоширотной Арктики нет. Если поверхность льда гладкая, светит солнце, ветра нет, минус 15 градусов, то есть технология, как с этого льда собрать существенную часть нефти или ее сжечь. Но если представить себе условия, которые преобладают там большую часть года - ветер, снег, туманы, минус 30-40, торосы на льду, то неизвестно, что делать в этих условиях. А особенно подо льдом и в условиях полуоткрытой воды с большим количеством льдин.

    В Мексиканском заливе последствия аварии ликвидировали более 4 тыс. судов и сорок тысяч человек, а в Арктике фактически нет инфраструктуры. Все население Гренландии, например, около 60 тысяч человек.

    К сожалению, пока нет единых арктических стандартов по борьбе с разливами, по проведению оценок воздействия на окружающую среду, по обеспечению работ и требований к арктическим буровым платформам, по разработке планов реагирования на чрезвычайные ситуации, но обмен информацией на конференциях будет этому способствовать.

    Сотрудничество экологов подогревается видимым потеплением в Арктике и, соответственно, сокращением ледяного покрова. Наша страна, однако, имеет специфическую национальную проблему в Арктическом регионе - не связанную с потеплением. На большей части арктической зоны РФ, по данным наших ученых, зафиксированы критические уровни загрязнения окружающей среды. Анализ качества поверхностных вод на арктической территории РФ показал, что они загрязнены нефтепродуктами, фенолом, соединениями тяжелых металлов, азота, а также другими загрязняющими веществами, которые поступают со сточными водами предприятий промышленности и коммунального хозяйства. Десятки лет в Арктику забрасывалось все, что нужно для ее освоения, для жизнедеятельности людей, но почти ничего из отходов с арктической территории не вывозилось.

    Но и тут у нас уже есть первый положительный опыт. На островах Земли Франца-Иосифа завершен первый этап масштабной экологической операции в Арктике, направленной на утилизацию мусора и металлолома, накопившегося на этих территориях за десятилетия освоения Заполярья. Об этом сообщил "РБГ" президент Государственной полярной Академии, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике, член Совета Федерации Артур Чилингаров. "Остров Земля Александры полностью очищен от металлолома и мусора, скопившегося за многие десятилетия. Вывезено почти 47,5 тысячи бочек из-под топлива и 8 тыс. тонн других отходов", - сказал он.

    По его словам, на очереди другой район Земли Франца-Иосифа - остров Грэм-Белл, откуда предстоит вывезти 30 тысяч бочек. Разработана долгосрочная программа арктической утилизации - продолжатся работы в не только в архипелаге, но и в других полярных областях, например, в поселке Амдерма на побережье Карского моря.

    По словам А. Чилингарова, вся эта работа проводится не только с целью охраны окружающей среды, но и для развития социальной и туристической инфраструктуры, подготовки базы для проведения научных исследований.

    Поделиться