Минтруд: Сотрудники смогут обанкротить работодателей за долги

Задолженность по заработной плате на 1 июля 2013 года составила 2,5 миллиарда рублей. В масштабах страны это небольшая сумма, но для каждого конкретного работника она существенна. И в ближайшее время в арсенале сотрудников может появиться возможность получить заработанное через банкротство работодателя.

- Госдума осенью будет рассматривать законопроект, который позволит сотрудникам банкротить работодателя. Поможет ли это сотруднику вернуть долги по зарплате?

Марина Маслова, директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России: Само по себе банкротство работнику ничем не поможет. Вернуть долги по зарплате сотруднику помогут разные механизмы, которые вносятся законопроектом в закон о несостоятельности (банкротстве).

- У нас сейчас в трудовом законодательстве достаточно механизмов, которые помогают сотруднику вернуть долги по зарплате. Чем существенно отличается предложенный вариант возврата долгов?

Маслова: Те механизмы, которые действуют сейчас, рассчитаны на ситуацию, когда у работодателя достаточно средств для погашения задолженности перед работниками. Если же компания столкнулась с финансовыми трудностями, то получить заработанные средства сотрудникам очень сложно.

Мы предлагаем дополнительные механизмы воздействия на работодателя и погашения задолженности перед сотрудником, когда работодатель находится на грани банкротства и не располагает деньгами на выплату заработной платы.

- Как может действовать сотрудник в ситуации. когда работодатель не может платить зарплату?

Маслова: Законопроект предусматривает возможность работника инициировать процедуру банкротства. В первую очередь документ носит превентивный характер. Работодатель теперь подумает, прежде чем задерживать заработную плату коллективу.

Сегодня работодатель за создание задолженности по заработной плате обязан выплатить работнику компенсацию в размере не менее одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Фактически это самый дешевый кредит, который может взять работодатель. И берет он его у сотрудников помимо их воли.

Если же перед компаниями встанет угроза банкротства за такие нарушения, они поостерегутся злоупотреблять невыплатой заработной платы.

- То есть сегодня, если у компании возникает сложная финансовая ситуация, сотрудники - это первая статья расходов, на которой организации экономят?

Маслова: Совершенно верно.

- Вы считаете, законопроект поможет кардинальным образом изменить ситуацию?

Маслова: Да. Он приравнивает сотрудников к другим кредиторам. Сейчас процедуру банкротства может возбудить любой кредитор, перед которым имеется задолженность свыше трех месяцев. Правда, есть ограничения по сумме. Если это физическое лицо, то свыше 10 тысяч рублей. Если юридическое - 100 тысяч. А работник, если перед ним есть задолженность, по действующему законодательству в принципе не имеет права инициировать процедуру банкротства работодателя. То есть, внося изменения в закон о несостоятельности (банкротстве), мы работника ставим в равное положение с другими кредиторами.

- Каким должен быть сам долг для того, чтобы сотрудник мог воспользоваться своим правом подать в суд и обанкротить работодателя?

Маслова: В законе о несостоятельности (банкротстве) есть общая норма, которая предусматривает, какой должен быть долг перед кредитором для того, чтобы можно было возбудить дело о банкротстве. Мы не вносим в нее изменений. То есть работник, как и любой другой кредитор, может подать в суд при задолженности свыше 3 месяцев и больше 10 тысяч рублей.

- Сами сотрудники должны быть нынешними или бывшими?

Маслова: Здесь нет ограничений. Потому что работодатель обязан выплатить заработную плату тому сотруднику, который с ним находится в трудовых отношениях, и тем более тому, кто уже завершил свои трудовые отношения с работодателем. По Трудовому кодексу все расчеты должны быть завершены в последний рабочий день сотрудника.

- Как в целом будет работать процедура?

Маслова: Если долг по заработной плате перед работником не погашается дольше 3 месяцев, он может обратиться в Арбитражный суд и инициировать процедуру банкротства. Она стандартна. Но надо понимать, что банкротство компании - процесс долгий. Начинается он с процедуры наблюдения, потом идет финансовое оздоровление предприятия и далеко не всегда заканчивается конкурсным производством, то есть распродажей имущества, по итогам которого погашаются долги. При этом следует учитывать, что, если у организации есть задолженность перед работником, у нее, как правило, есть и другие кредиторы, интересы которых следует удовлетворить.

- То есть сотрудникам придется поделиться с другими претендентами на деньги организации?

Маслова: Это и сейчас происходит. Но, для того чтобы работнику было проще вернуть деньги, мы предлагаем внести ряд изменений в закон о несостоятельности (банкротстве) в части управления задолженностью, как реестровой, то есть сформированной до начала процедуры банкротства, так и текущей, которая появляется, когда процедура банкротства уже началась.

В рамках текущей задолженности мы несколько усилили приоритет выплат работникам. Сейчас они во второй очереди при погашении текущей задолженности одновременно с лицами, которые привлекаются арбитражным управляющим для того, чтобы помогать ему вести процедуру банкротства. Но есть лица, обязательные для привлечения к процедуре банкротства, а есть необязательные. Мы предложили необязательных лиц поставить в очередь на получение денег после работников.

В рамках реестровой задолженности мы уточнили приоритетность погашения долгов по заработной плате среди самих сотрудников. Наше предложение заключается в том, чтобы приоритетно погашалась сумма задолженности перед всеми сотрудниками-кредиторами из расчета по 30 тысяч рублей в месяц, и только после этого оставшиеся деньги выплачивались тем работникам, кому компания должна больше остальных. Такой опыт есть в других странах мира и хорошо зарекомендовал себя. Планка ежемесячной выплаты (30 тысяч рублей) установлена в размере средней российской заработной платы. Это должно исключить ситуации, когда несколько руководящих работников организации выбирают практически весь финансовый запас на погашение долгов перед персоналом компании. А значит, при таком подходе возмещение получает большее число работников компании.

- Не будет ли эта норма использоваться для рейдерских захватов? Ведь с помощью такого механизма можно обанкротить компанию намеренно.

Маслова: Это надуманный риск. Потому что сейчас заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если долг перед физическим лицом составляет более 10 тысяч рублей. То есть любой кредитор, даже не будучи сотрудником компании, может инициировать ее банкротство. Поэтому уже сегодня есть более простой механизм уничтожить конкурента. Однако никто не жалуется, что этот способ часто используется для банкротства компаний.

- Не приведет ли предлагаемый механизм к банкротству большого числа организаций, в случае кризиса? В это время у компаний быстро накапливаются долги по заработной плате.

Маслова: При снижении объемов производства, если работодатель хочет сохранить коллектив, он может запустить специальные антикризисные программы. Это было сделано многими предприятиями в 2008 году. Тогда компании держали людей в штате, но если работа не делалась, так как в ней не было потребности: производства стояли, услуги не пользовались спросом, - направляли на временные, общественные работы, переподготовку и т.п. Но если человек ходит на работу, делает свое дело, то вне зависимости от экономической ситуации деньги должны быть ему выплачены. Нам хочется создать такие условия, когда работодатели будут хорошо понимать эту мысль.