Директор крупного садового хозяйства в Корочанском районе Виктор Городов в разговоре с корреспондентом "РГ" признался, что в хранилищах предприятия ежегодно остается часть урожая яблок. Хотя в Белгородской области на этом рынке складывается парадоксальная ситуация. Местные яблоки - уже сформировавшийся бренд, недаром продавцы, покупая дешевый глянцевый товар в Польше, вешают на него ярлык "корочанские". Виктор Городов отмечает, что, несмотря на вступление России в ВТО, доля импортного товара на рынке не увеличилась, но конкурировать с заграничными производителями белгородским садоводам все сложнее. И не потому, что одни умеют выращивать фрукты, а вторые - нет.
- Затраты на производство у нас почти одинаковые, но в европейских странах правительство хорошо субсидирует садоводов, в России же на эти цели выделяют, образно говоря, три копейки, - отмечает он. - А значит, польские производители находятся в более выгодном положении и могут снижать цену, мы - нет.
Виктор Городов уверен, что поддержка со стороны государства необходима. И если уж Россия вступила в ВТО и требования стали жестче, так пусть и субсидирование достигнет такого же уровня, как у конкурентов:
- Иначе мы останемся без отечественных яблок и будем покупать польские, китайские и даже аргентинские. Мы ведь можем выращивать качественный продукт, более того, земля у нас плодородная, и химикатами в таком же объеме пользоваться не нужно.
Фермеры, в отличие от него, настроены весьма пессимистично. Один из предпринимателей-садоводов, попросивший не называть его имени, сказал, что продать товар практически невозможно:
- Все хотят глянцевую сливу, блестящее яблоко... А у нас все не такое уж и красивое, хотя и вкусное. В итоге продать можно - но за бесценок! Те же овощи - никому не нужны. Недавно предложил кабачки консервному заводу, мне сказали: привози, возьмем. Цена за килограмм - 1 рубль 30 копеек. Да я на транспортировку больше потрачу!
Представитель этого консервного завода Алексей Потачевский низкие закупочные цены объясняет просто:
- Все зависит от стоимости кабачковой икры. В целом же ситуация с овощами сложная. Мы колесим по регионам, чтобы закупить те же кабачки. Заключили договоры с фермерами на поставку определенного количества, а они теперь говорят, мол, сможем дать чуть больше половины. Или еще пример: нам в этом сезоне нужно было 1600 тонн огурцов, а белгородцы произвели только 60. Остальное надо где-то закупить. Такая же ситуация и с томатами.
По словам Алексея Потачевского, зарубежные поставщики достаточно активно пытаются предложить свой товар, но зачастую он не конкурентоспособен:
- Польские яблоки после новогодних праздников можно покупать, качество лучше, - говорит он. - А вот огурцы брать вообще не стоит. Ни за какие деньги. Если мы и работаем с импортным продуктом, то с украинским. Так что вступление в ВТО мало что изменило.
Начальник управления экономического развития территорий регионального департамента АПК Елена Петрякова говорит о том же. Однако, по ее мнению, новые условия для российских овощеводов и производителей фруктов - это не проблема, а лишь стимул снижать затраты без ущерба для качества.
- Для производителей овощей и фруктов вопрос конкуренции стоит очень остро. Причин тому несколько, - поясняет она. - Нашим производителям необходим новый селекционный материал, новые сорта (хотя не стоит забывать и о том опыте, который уже наработан). К тому же важно максимально механизировать труд. Зарплата в регионе постоянно растет, безработных почти нет, за исключением тех, кто в принципе не стремится трудиться. Но бесконечно рост затрат не продлится - их придется снижать, в том числе и за счет сокращения рабочих рук. Только так наши производители смогут конкурировать с зарубежными.
По словам Елены Петряковой, у белгородских овощеводов и садоводов есть еще одна важная проблема: отсутствие хранилищ для продукции.
- Поэтому наши производители, собрав урожай, пытаются продать его побыстрее. А ведь от этого как раз и зависит цена на товар. Как известно, в сезон она самая низкая.
Что же касается конкуренции с зарубежными производителями, то, по словам эксперта, местная продукция прочно заняла свою нишу.
- Рынок овощной и плодово-ягодной продукции в Белгородской области всегда был достаточно стабильным, - отмечает Елена Петрякова. - Концепцией продовольственной безопасности региона предусмотрено, что здесь производится определенный объем продукции, который позволяет не зависеть от импортной составляющей. И пока это правило действует. К тому же уже сформирован спрос. Население у нас не так урбанизировано, как скажем, в других областях. Здесь две городские семьи из трех имеют тесные связи с селом, и не только родственные. Люди привыкли покупать деревенские продукты. Наш покупатель отличает глянцевую импортную морковку от местной, и пусть последняя не такая чистая, зато пахнет так, как надо, и вкус не сравнить. Поэтому выбор в ее пользу.
Помимо этого, власти уверены, что в регионе уже сформировались свои фруктовые и овощные бренды.
- Как правило, люди возвращаются за понравившимся товаром туда, где они купили его в первый раз, - отмечает Елена Петрякова. - Покупатели запоминают и производителей, и поэтому уже на слуху чернянская картошка, корочанские арбузы и яблоки, грайворонский виноград... Так что местным производителям бояться нечего.