Ахшар Варзиев вдохнул жизнь в брошенное осетинское село

Бывший житель столицы Северной Осетии Ахшар Варзиев поменял комфортный городской быт на сельскую разруху, но не жалеет об этом.

50-летний Ахшар Варзиев, поселившийся в заброшенном высокогорном ауле Джимара, построил мини-ГЭС, собрал своими руками трактор и открыл производство по обработке камня. Его знает любой обитатель здешних мест. Нам рассказали, что сейчас мужчину дома не застать: весь световой день он находится на строительстве дороги, которую прокладывают к горным селам.

Едем в самое живописное в республике Даргавское ущелье. Здесь горы, подпирающие небо, перекликаются эхом работающей техники. Перепад высот строящегося полотна - 235 метров. Варзиев находится где-то внизу. На подрагивающих ногах пытаюсь заглянуть в пропасть и вижу человечка-муравья возле  игрушечных бульдозеров, тракторов и машин. Спускаться к нему по крутому серпантину, когда колеса авто просто сползают по сыпучему грунту, не решаюсь даже с местным водителем. Ждем обеденного перерыва, когда дорожники поднимутся в столовую. Наконец, Варзиев садится за баранку. Готовимся ждать полчаса, но ровно через десять минут его военный УАЗ взлетает птицей по горным кручам и останавливается перед нами.

- Я три десятка лет прожил с семьей во Владикавказе, но пожилым родителям в Джимаре потребовался уход. Переехали в их дом. Как оказалось, в селе полная разруха, а вокруг на десятки километров - ни больниц, ни дорог. В семи домах еще оставались люди, в основном старики и старухи, - вспоминает Ахшар.

Пока ухаживал за родителями, без дела не сидел. Поскольку единственным благом цивилизации в деревне было электричество, которого люди то и дело лишались из-за постоянных аварий в горах (то снег, то ветер порвет провода), построил на горной реке мини-ГЭС. Вызвал специалистов, те только руками развели: претензий нет. Теперь бурный поток бесплатно крутит турбину и вырабатывает 37 киловатт электроэнергии, а Варзиевым на домашние нужды требуется всего три. Без лишних просьб Ахшар отдает излишки энергии немощным и больным односельчанам, чтобы те не сидели без тепла и света во время аварий на ЛЭП.

В селе не было техники, чтобы расчищать снег и дорогу после ливней и камнепадов. Ахшар собрал трактор из имевшегося под рукой металлолома и теперь "утюжит" трассу общего пользования по мере необходимости. Он также собственноручно соорудил камнерезные станки для обработки тигрового мрамора, которого в окрестностях Джимары - целая гора. Начали поступать заказы, словом, дело пошло, но вскоре началось строительство дороги, и Варзиев ухватился за эту работу. Теперь он сполна реализует свои многогранные способности. На объекте он "и швец, и жнец": мастерски обслуживает любую дорожную технику и владеет всеми строительными профессиями.

- Это дорога наших предков, раньше здесь на арбах ездили, а теперь машины будут ходить. От Джимары до Владикавказа по ней 35 километров, - уточняет он.

- Когда я работой измученный, то в город, конечно, тянет, - признается собеседник. - Но эти мысли приходят лишь на мгновение. Здесь лучше: воздух чище, свободы больше.

К обработке камней Варзиев планирует вернуться после сдачи дороги. И делится другими мечтами: установить солнечные батареи и обустроить гостиничные домики для экстремалов. С появлением трассы туристы зачастят в эти края. Но к Варзиеву уже приезжают скалолазы, альпинисты и спелеологи из Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Москвы, Питера, Краснодара. Штурмуют вершины и ледовые водопады, изучают пещеры. Ахшар показывает гостям интересные места, и денег за постой не берет: электричество бесплатное, а осетинские пироги, которыми угощает его семья, это традиционное кавказское гостеприимство.

- Я целый день на работе. Говорю гостям: дверь открыта, приезжайте, живите, а вечером встретимся, - смеется он. И показывает нам наскальный рисунок высоко на горе. Это благодарные самарцы начали было рисовать особо почитаемого в Осетии святого Георгия Победоносца, но успели изобразить только голову его лошади. Спелеологам позвонили, и они срочно уехали, обещав вернуться и окончить дело.

 А вечером в доме Варзиева как в бюро добрых услуг выстраивается очередь из соседей, которым требуется помощь.