В Екатеринбурге составят рейтинг добросовестных подрядчиков

Деловые СМИ Екатеринбурга решили составить рейтинг добросовестных подрядчиков и субподрядчиков в стройкомплексе. Оцениваться будут не аффилированные с крупными застройщиками организации по трем видам работ: общестроительные, специальные и монтаж металлоконструкций. В каждом сегменте предполагается составить список из 15-17 компаний.

Журналисты подчеркнули, что не собираются делить подрядчиков на плохих и хороших. Их задача - рассказать о предприятиях, которым доверяют участники рынка.

- Крупные строительные компании, конечно, не нуждаются в подобной информации. Но есть целый "легион" заказчиков, которым нужно построить что-то небольшое, например, склад, сделать капремонт и освоить от 5 до 20 млн рублей. Вряд ли они будут обращаться к генподрядчикам или в СРО. Скорее всего, будут искать исполнителей самостоятельно, пользуясь советами знакомых или данными из прессы, - комментирует Алексей Караваев, председатель правления Совета управляющих компаний Екатеринбурга.

По его мнению, для определения надежности контрагента можно использовать те же критерии, что и в страховом бизнесе. Там место компании в рейтинге определяется отношением количества предъявленных к ней судебных исков к общим суммам страховых премий.

Профсообщество отнеслось к идее довольно критично. Оно высказалось против не только публичных "черных", но и "белых" списков. В Екатеринбурге уже предпринимались такие попытки. Так, "Гильдия строителей Урала" второй год подряд опрашивает 30 крупнейших застройщиков города и на основе полученных от них сведений формирует свой рейтинг, но в нем упоминаются только члены этой СРО. Нечто подобное пытался сделать и "Союз предприятий стройиндустрии Свердловской области", однако документ так и остался "для внутреннего использования".

- Мы поняли: если опубликуем его, получим вал исков. Любые рейтинги, даже положительные, очень субъективны. Поставишь одну компанию на пятую строчку, а другую на седьмую - начнутся обиды, - комментирует директор СРО Юрий Чумерин.

По словам застройщиков, самим игрокам рынка все понятно и без рейтингов. Если одни и те же подрядчики все время привлекаются на крупные стройки города, значит, они и входят в топ-20. Внутренние тендеры каждый генподрядчик проводит самостоятельно. Критерии отбора партнеров индивидуальны, в зависимости от типа проекта, видов и объемов запланированных работ, опыта контрагентов. Федеральные застройщики также предъявляют строгие требования к репутации подрядчиков: у них не должно быть проигранных судов, а за директором и главбухом не должен тянуться шлейф фирм-однодневок. Застройщики посоветовали авторам рейтинга для начала определиться, кто будет его целевой аудиторией. Если профессионалы - то критерии должны определять сами участники рынка. К примеру, для них аффилированность не является негативным признаком, наоборот, это говорит об определенном уровне качества. Если рейтинг ориентирован на потребителей, то для них не столь важно, кто ставит окна, а кто кладет стены, важны качество объекта и стоимость. Значит, для оценки надо использовать другие критерии. Хочет человек купить самое дешевое жилье в многоэтажке - смотрит один список. Интересуется специфическим продуктом, таун-хаусами, к примеру, - другой.