Самое трудное в это лето - звонить синоптикам. Они вздыхают, и неутешительный прогноз дают виноватыми голосами.
- Над регионом висит мощный циклон, мы его называем "дальневосточная депрессия", он из океана забирает воду и на нас все выливает. За этот год выпало полторы годовых нормы осадков, - так прокомментировала здешнюю беду Елена Печкина, главный синоптик амурского метеоцентра.
Первым держало бой со стихией амурское сельцо Ивановка, затерявшееся в наших захолустьях.
Речка Уркан вздыбилась и трижды заливала село по самые наличники. Жителей приходилось эвакуировать трижды. Стихия пощадила только школу, в ней и разместили пункт временной эвакуации, в котором остались самые упертые.
До Ивановки мы добирались воздушно-лодочным путем, большую часть расстояния пролетели на вертолете, меньшую, но самую трудную - плыли на лодке.
Русла у реки нет, навстречу моторке летит серое месиво воды, пены и сломанных веток. Высоченные опоры электропередачи стоят в воде "по пояс".
Картина жуткая. По селу плывем тоже на лодке.
Дома по окна утонули в воде, на проволоке висит брошенная впопыхах детская одежонка. На будке скулит оставленная псина.
В школьном холле сидят женщины, тихо переговариваются между собой.
- Нам больше всего нужны печники, в селе разрушено больше ста восьмидесяти печек. Печников нигде нет, а без печки жизни нет, - говорит Мария Гаманюк.
Ивановцы самым настоящим героем потопа 2013 года называют сельскую главу Елену Носовцеву. Невысокого росточка, в закатанных по колено штанах, с хрипящей рацией в руках, она поспевает везде.
- Люди у нас хорошие, дружные. Хотя было пару раз стыдно за наших, когда молодые, здоровые мужики первыми лезли в вертолет на эвакуацию, - тихо говорит Елена.
У калитки, там, где вода образовала свой временный берег, стояла пожилая женщина в растянутых трениках, в синих литых сапогах. Завидев в лодке амурского губернатора Олега Кожемяко, она скомкано заговорила.
- Миленький, а меня обидели. Сильно обидели! Я сорок лет дояркой отмантулила, а в трудовой стаж всего тридцать шесть лет записали. Пенсия теперь у меня меньше...
У этой труженицы земной самое яркое в жизни - это фамилия. Иволга Валентина Ивановна. В остальном свету-то в ее окне было немного: сорок лет между дойками да зорьками.
- Я еще корову держу, хату мою тоже залило, огород смыло, но жить-то надо. Я вон сырников напекла, хотите, угощу? - частила баба Иволга. Забыв про наводнение, она вынесла на свет божий синий суконный пиджачок с двумя ровными рядами наград. Гладя потрескавшейся рукой эмаль ордена Трудового Красного Знамени, она робко сказала:
- Это меня в 1973 году наградили, за высокие надои. Нельзя бы мне как-то хатку поправить? Совсем старая она у меня.
Губернатор обещал помочь. Через суд и свидетелей вернуть ей пропавшие годы стажа, которые для нее - передовая адского труда в совхозе.
Масштабы беды поражают. Сегодня в Приамурье более тридцати тысяч человек попали в зону стихии, подтоплено 98 населенных пунктов в пятнадцати районах региона. Во всех этих пятнадцати районах практически не осталось автомобильных дорог. Вода снесла 29 мостов. Фронтовое слово "эвакуация" пришло в нашу жизнь, сегодня почти пятнадцать тысяч человек живут в эвакуационных пунктах.
Стихия ударила по самому слабому - наводнение до полусмерти истрепало амурскую деревню.
Едва вертолет отрывается от взлетки Благовещенского аэропорта, сразу открывается удручающая картина: всюду свинцовая бескрайность воды... Очевидно, что понятия "Амурская область - житница Дальнего Востока" сегодня уже не существует. Житницу смыло водой.
Вертолет с трудом притирается на единственном сухом пятачке проселочной дороги, которая когда-то соединяла село Новопетровку, центральную усадьбу колхоза "Родина", с большой землей. Амур сменил русло и шустрым течением шпарит по главной деревенской улице. Дома утонули выше наличников. Картина жуткая...
До колхозной фермы вода не дошла метров триста. Приостановилась и коварно изводит людей. Молодая девушка с рыжим пучком волос на голове стоит на пороге телятника.
- У меня дома хлеба даже нет, сегодня суп сварила из того, что было. Ребенка к бабушке отправила в другое село. Там сухо. В прошлом месяце зарплату получила семь тысяч рублей, в этом еще денег не давали, - грустно улыбается Алена. Ей двадцать три года, из которых четыре она работает телятницей.
Все поля колхоза пропадают под водой, одна живая надежда - вот это полуголодное животноводство.
- Я дояркам в глаза смотреть не могу. Они половину дороги на дойку добираются на лодке, которую течением болтает не понять как, половину пути я их везу по дамбе, которая в любую минуту грозит обвалиться к такой матери. Они все бабы молодые, у всех дети. Но не дают коровам и нам всем пропасть, - говорит колхозный председатель Александр Силохин.
Он чем-то похож на шолоховского Макара Нагульнова. Жилистый, с провалившимися щеками, он ноздрями резко вдыхает воздух.
- У меня коровы - это все, что осталось, остальное все под водой, а вокруг кредиты, лизинги, процентные ставки... Я как проснусь среди ночи, до утра уснуть не могу. Волосы на голове от думок шевелятся, - через затяжку сизого дыма признается Александр Георгиевич.
Сегодня очереди в магазинах, лавочки у подъездов и уцелевшие завалинки полны пересудов о том, что нас топят ГЭС. В регионе работают две гидроэлектростанции - Бурейская и Зейская.
- Их плотины - это единственная перемычка между стихией и человеком. Только Зейская ГЭС сдерживает чуть меньше половины всей воды, - говорят в пресс-службе "РусГидро".
Энергетиков обыватели обвиняют в том, что они, дескать, раньше не открывают шлюзы для холостых сбросов воды, мол, все копят из-за жадности.
- Понимаете, Зейское водохранилище устроено так, что если мы начнем сбрасывать воду ниже уровня 317 метров, то вода не будет бить в отведенную точку, которая забетонирована особо прочным бетоном. Если мощная струя воды будет падать ближе, она разрушит тело плотины, - объяснили "РГ" в пресс-службе Бурейской ГЭС.
Вода медленно, но уйдет, жизнь продолжится. Сегодня уже многие регионы откликнулись помочь Приамурью. Примерно 100 тысяч человек остались без картофеля, уже готовы Белоруссия, Красноярский, Алтайский края наладить поставки в регион "второго" хлеба. Тысячи семей потеряли скот, если в этом году крестьянам не помочь с этим, то половина из них, прожив зиму без коровы-кормилицы, на следующий год ее уже не заведет. Животина уйдет из сердца, душа отвыкнет. Так устроены люди. По самым предварительным подсчетам, стихия нанесла ущерб в шесть миллиардов рублей. Для дотационной области сумма просто космическая.
Но сегодня мы одерживаем главную победу в беде, масштаб которой не знал в России весь ХХ век: мы не потеряли ни одной человеческой жизни.
Хабаровчан ждет небывалое испытание: легко побив рекорд 1897 года, когда вода поднялась до 642 сантиметров, Амур у краевого центра к концу недели может вплотную приблизиться к восьмиметровой отметке.
Но даже при нынешних 667 сантиметрах река наделала немало бед. Лишь крыши домиков видны на четырех тысячах дачных участков на левобережье. Почти полностью ушла под воду островная часть города, на Большом Уссурийском острове "плавают" 60 жилых домов. Вчера остров был обесточен, там остановили работу скважины, а для 80 жителей, которые наотрез отказались от эвакуации, подвезли бутилированную воду.
- За ночь с воскресенья на понедельник ситуация ухудшилась, - сообщил начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Хабаровска Андрей Акимов. - Дамба, возведенная на улице Юнгов, с трудом сдерживает напор поднимающейся воды. Появились подтопленные дома по улице Осиповка. Осложнилась обстановка на улицах Правобережной и Штормовой.
Всего в городе вода пришла на 19 улиц в прибрежных районах. На многих из них круглосуточно работают насосы.
Городские власти призвали хабаровчан сократить пользование водопроводной водой для бытовых нужд, ведь канализационная система и коллекторы загружены до предела.
- Да, это вызовет временные неудобства, но если каждый житель города отнесется с пониманием и личной ответственностью к сложившейся ситуации и хотя бы на 30 процентов сократит потребление воды в быту, вся городская система водоотведения сможет разгрузиться и работать без непредвиденных сбоев, - сказал градоначальник.
Вдоль береговой черты спешно наращивают высоту дамб. Пять защитных линий протянулись более чем на семь километров. На случай прорыва заготовлено шесть тысяч мешков с песком.
Горожане по-прежнему массово идут на берег полюбоваться рекой, ставшей шириной с море, и запечатлеть уникальное зрелище. Но гуляющие все чаще вглядываются в свинцовые волны не с любопытством, а с тревогой.
Катастрофическое наводнение может внести коррективы в проведение единого дня голосования. Об этом уже заявил глава амурского избиркома Николай Неведомский. Не исключают такой поворот событий и в Хабаровском крае: высокие уровни воды в Амуре вблизи Хабаровска сохранятся до конца августа, а в низовьях реки - до 8-9 сентября.
Подготовила Татьяна Дмитракова (Хабаровск)
Наводнение в Приамурье находится под всевидящим взором видеокамер. Прямая онлайн-трансляция ведется с Зейского и Бурейского водохранилищ. Любой желающий может посмотреть, как ГЭС сбрасывают воду, сколько створов плотины открыто для холостых сбросов. Видно и то, какова обстановка на набережной реки Амур в районе Благовещенска.
- Последняя неделя бьет рекорды по просмотрам, в день заходит более миллиона человек, - сказали в пресс-службе областного правительства Амурской области.
Любой желающий может посмотреть амурское наводнение в онлайн-трансляции.