Чем интересен Юго-Восток нам и что мы можем предложить ему? Об этом в интервью "РГ" рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Алексей Валентинович, на одной из пленарных сессий саммита запланировано ваше выступление. Уже знаете, о чем будете говорить?
Алексей Улюкаев: Организаторы Саммита попросили представить наше видение проблемы взаимосвязанности, поделиться российским опытом решения этих вопросов внутри страны, рассказать о нашем взаимодействии с АСЕАН в экономической сфере. Это выступление перед бизнесом, значит, и говорить буду с точки зрения интересов предпринимательского сообщества. Расскажу о проектах в АСЕАН, к которым выразили желание подключиться российские компании, и о российских проектах, в которых мы предлагаем принять участие партнерам. Поделюсь российским опытом развития инфраструктуры восточных регионов страны. Ведь проблемы во многом схожие: недостаточное развитие инфраструктуры, диспропорции в развитии отдельных регионов, проблемы миграции и оттока населения.
В каких сферах экономики могут быть найдены "точки роста" для будущего сотрудничества?
Алексей Улюкаев: Наиболее перспективные сферы - энергетика, связь и телекоммуникации, развитие транспортной инфраструктуры, продвижение российской авиационной продукции, фармацевтика. Мы настроены позитивно и полагаем, что сотрудничество пора переводить в практическую, проектную плоскость.
Минэкономразвития России, со своей стороны, будет помогать отечественному бизнесу прокладывать дорогу на азиатские рынки, используя свои ресурсы: аппарат торговых представительств в странах региона, а также организуя бизнес-миссии.
Речь пойдет о каких-то конкретных проектах?
Алексей Улюкаев: Мы прорабатываем с российскими ведомствами и бизнесом возможности практического подключения наших компаний к реализации ряда проектов, уже запросили у партнеров более подробную информацию по ним и хотим установить прямые контакты между соответствующими ведомствами и компаниями.
Например, хотим изучить проект строительства Трансасеановского газопровода. А также проекты АСЕАН в сфере телекоммуникаций, информационной безопасности и защиты данных, проекты в сфере транспортной и энергетической инфраструктуры, возобновляемых источников энергии.
Планируем также развивать проектную деятельность по линии Финансового фонда Диалогового партнерства Россия - АСЕАН. Россия подготовила для асеановской стороны проект "Развитие воздушных перевозок стран - членов АСЕАН в контексте укрепления региональной взаимосвязанности". Он нацелен на расширение сотрудничества России и государств - членов АСЕАН в сфере улучшения авиационного сообщения в регионе Юго-Восточной Азии, развитие потенциала стран АСЕАН в области гражданской авиации. Хотим выявить новые потенциальные области взаимодействия, например, связанные с совместным производством и разработкой авиационной техники, обучением в России соответствующих специалистов.
А сейчас у нас какие успехи на асеановском направлении?
Алексей Улюкаев: Сегодня объемы российско-асеановской торговли значительны. По данным российской статистики, они составили 15,6 миллиарда долларов США в прошлом году, торговля услугами - порядка 3 миллиардов долларов. Правда, отстают от них масштабы инвестиционного сотрудничества: в 2012 году объемы российских прямых инвестиций в страны АСЕАН составили порядка 100 миллионов долларов.
Конечно, у ближайших соседей АСЕАН - Китая, Кореи, Японии, а также у Индии, - несопоставимо большие объемы торговли и инвестиций с АСЕАН. Тем не менее за последний год были созданы предпосылки для изменения ситуации к лучшему, о которых мы и будем говорить на предстоящих консультациях министров в Брунее. Заинтересованность у бизнеса в выходе на рынки стран АСЕАН, конечно, есть.
В прошлом году была одобрена "дорожная карта" торгового-экономического сотрудничества Россия-АСЕАН. Ее пункты выполняются?
Алексей Улюкаев: Мы планируем, что как раз на заседании будет принята рабочая программа по реализации "дорожной карты". Это будет уже конкретный план наших дальнейших действий, со сроками и исполнителями. В России рабочая программа была проработана со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми и научными кругами, затем обсуждалась со всеми десятью странами - членами Ассоциации в формате консультаций старших должностных лиц Росси-АСЕАН.
У бизнеса России и АСЕАН есть возможности для прямых контактов?
Алексей Улюкаев: Есть. Это Деловой совет Россия-АСЕАН, он фактически возобновил свою работу год назад в новом качестве: теперь в него входят порядка 20 компаний. И он действительно работает, проводит мероприятия и инициирует проекты.
Так, в этом году на полях Петербургского международного экономического форума был организован Деловой форум Россия-АСЕАН, в котором приняли участие более 250 человек, в том числе 50 представителей частного и государственного сектора стран АСЕАН.
Планируется проработать инициативу Делового совета о создании специального фонда поддержки инвестиционных проектов на территории АСЕАН и России.
В Брунее будут проходить еще и министерские консультации Восточноазиатских саммитов (помимо асеановской "десятки" в них участвуют: Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. - Ред.). Чем интересно для России участие в этом формате, где собраны такие разные страны?
Алексей Улюкаев: Восточноазиатские саммиты (ВАС) - это более молодое, но уже очень значимое в создаваемой региональной архитектуре объединение, ядром которого является АСЕАН. К странам ВАС относится 55 процентов населения мира и порядка 56 процентов совокупного ВВП. Они формируют около 24 процентов товарооборота российской внешней торговли: в прошлом году наш взаимный товарооборот был около 200 миллиардов долларов США.
Я расцениваю наше участие в мероприятиях ВАС как еще одно "окно возможностей" для наращивания нашего экономического присутствия на азиатских рынках, как ресурс для интеграции в региональные экономические процессы.
Форум, начинавшийся с чисто дискуссионного формата, сегодня динамично эволюционирует к попыткам запуска крупномасштабных совместных экономических проектов. И в этой ситуации нам важно не упустить момент, вовремя подключиться к интересным инициативам.
Страны ВАС действительно очень разные, но этим формат по-своему уникален. К тому же, в партнерах по ВАС мы наблюдаем конструктивное стремление к сотрудничеству. В консультациях министров участвуем уже второй раз и видим, что ведется настойчивый поиск новых путей взаимодействия в экономической плоскости.
Еще один приоритет России - вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Когда оно может состояться?
Алексей Улюкаев: Российская сторона ведет активную работу с комитетами ОЭСР и предпринимает все меры, чтобы процесс не затягивался. Однако предстоит сделать еще немало, поэтому сейчас сложно устанавливать жесткие рамки по дате присоединения.
Многое нам еще осталось сделать?
Алексей Улюкаев: Главное здесь для нас - качественные параметры присоединения. Для нашей страны членство в ОЭСР будет означать, что мировое сообщество признало российскую законодательную базу соответствующей наилучшим мировым практикам. Чтобы привести российское законодательство в соответствие с нормами ОЭСР правительством России утвержден и исполняется широкий план законодательной работы.
Можно оценить, в какой точке этого пути мы сейчас находимся: в середине, ближе к концу?
Алексей Улюкаев: Из 22 комитетов ОЭСР 6 уже дали положительные заключения о соответствии российского законодательства и правоприменения нормам ОЭСР. ОЭСР положительно оценивает наш прогресс в переговорах, и в ближайшее время мы ожидаем одобрения от целого ряда комитетов - в их числе Комитет по защите прав потребителей, статистике, научно-технической политике.
В целом же, полагаю, что большую часть пути мы уже прошли. Сейчас наши усилия сконцентрированы на достижении договоренностей по остальным вопросам.
Бывает и так, что в рамках переговорного процесса мы сталкиваемся с политизацией некоторых вопросов, которые однозначно выходят за рамки ОЭСР. Но мы придерживаемся твердой позиции недопущения такой политизации.
Решение нашей страны присоединиться к ОЭСР последовательно, твердо, и не подвержено конъюнктурным соображениям, а достигнутые успехи позволяют рассчитывать на завершение процесса в возможно короткий срок.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - одна из крупнейших и наиболее влиятельных международных организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это 10 стран с населением более 615 млн человек, с совокупным ВВП (по паритету покупательной способности) в размере 3,6 трлн долл США. Членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.