Меркель подверглась критике за посещение концлагеря в Дахау

Концентрационный лагерь - не картинная галерея. Поэтому визит канцлера ФРГ в мемориал на территории первого концлагеря нацистской Германии вызвал повышенный интерес СМИ и общественности не только в Германии, но и за рубежом. Тем более что Ангела Мергель - первая глава правительства Германии, посетившая Дахау.

В хоре вопрошающих голосов: "Как же так, почему никто раньше не удосужился съездить в Дахау?" - были слышны и сомнения. Всем без исключения бросилось в глаза, что Меркель связала посещение мемориала со своей предвыборной кампанией: между встречей с избирателями в городах Эрланген и Дахау она на часок завернула в бывший концлагерь.

Критики также отметили, что канцлер ФРГ, не нарушив запланированного ритма, перешла к программе дня и полчаса спустя сфотографировалась с большой кружкой пива в избирательной палатке Христианско-социалистического союза. Эта партия - баварская "дочка" партии Меркель, Христианско-демократического союза - всегда выступает с ней в связке на выборах в бундестаг.

Переживший Холокост 93-летний бывший узник Макс Маннхаймер пригласил канцлера посетить концлагерь еще прошлой осенью, узнав о запланированных в Дахау мероприятиях. Один из самых страшных концлагерей в последние десятилетия будто исчез с исторической карты ФРГ. Баварские власти намеренно обходили негативные моменты прошлого стороной. Ведь 45-тысячный город Дахау жил своей жизнью и не хотел быть только местом смерти.

Однако память превыше всего. И молчать о страшном прошлом нельзя. Уже с этой точки зрения посещение Дахау канцлером ФРГ - поворотный пункт в восприятии мемориала. Председатель израильской культурной общины Мюнхена Шарлотте Кноблох высоко оценила визит канцлера, отметив, что она "проявила ответственность и осознание истории". "Ангела Меркель все сделала правильно", - заметил и присутствовавший во время визита канцлера в Дахау бывший узник концлагеря израильтянин Абба Наор.

Между тем оппозиционные партии весьма скептически восприняли совмещение предвыборных встреч с чрезвычайно важной для всех немцев темой вины и ответственности. Председатель фракции "Союз 90-х/Зеленые" в бундестаге Ренате Кюнаст подчеркнула, что тот, кто со всей серьезностью воспринимает тему исторической памяти в этом ужасном месте, не ездит туда с визитом во время избирательной кампании. Кюнаст назвала два мероприятия в календаре канцлера "безвкусной и недопустимой комбинацией".

В задумчивой отстраненности, осторожно и деликатно историк Фолькер Кооп произносит ключевые фразы:

- Визит канцлера ФРГ в Дахау был, во-первых, слишком запоздалым, во-вторых, слишком коротким. Однако, по крайней мере, на мгновение концлагерь и совершенные в нем страшные преступления были вызваны в памяти. Но один час в Дахау - это слишком мало. Кроме того, раскаяние было бы намного более правдоподобным без всякой прессы. От души, без привязки к выборам. Так, как это сделал бывший канцлер ФРГ социал-демократ Вилли Брандт 7 декабря 1970 года в Варшавском гетто.

Кстати

Спонтанное, незапланированное "коленопреклонение в Варшаве" Вилли Брандта отпечаталось в памяти немцев и всего мира как символ просьбы о прощении от имени всей нации у всех, кто пострадал от жестоких преступлений нацизма. Может быть, смысл все же не в длительности, а в интенсивности и в искренности жеста поминовения, в какое бы время он ни был совершен?