Дмитрий Быков, писатель:
- Практика издания книг явно плохих и даже злодейского содержания существует во всем мире, и она необходима. Если бы мы не видели акварели Гитлера, мы бы не поняли до конца этого человека, сочетавшего безумную кровожадность с сангвинической любовью к руинам, итальянским пейзажам, цветным краскам. Важная краска в характере всех мерзавцев - это сентиментальное отношение к себе. "Михаэль" Геббельса - книга прежде всего сентиментальная по отношению к своей личности, своим истокам, своей биографии и безумно жестокая по отношению к внешнему миру. Это важная краска в характере этого человека, и это надо понимать.
Надо понимать и то, что честолюбие графомана - вещь небезобидная, потому что из этого рождаются злодейства. В России сейчас страшное количество людей, которые искренно полагают себя художниками и мыслителями. Если их энергию вовремя не направить в нормальное русло, если они вовремя не поймут всей меры своего ничтожества, у них разовьется мания величия, и многие от этого пострадают.
Так что издавать Геббельса нужно. Чтобы понять генезис фашизма, фашистов нужно читать. Но издавать это в серии "Проза великих" - это глупость. Нужно это издавать с хорошим комментарием, причем не только филологическим, но и психоаналитическим, чтобы объяснить, как из всей этой выспренной книги вырастает фашизм. А запрещать проще всего.
Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
- Мы готовим обращение в прокуратуру в связи с появлением в свободной продаже книги Йозефа Геббельса. Почему мы это делаем? Во-первых, это нацистский преступник, главный идеолог Третьего рейха. Во-вторых, один из самых известных идеологов, отстаивающий теорию неравенства рас, считавший одних людей "высшими", а других - "неполноценными". Нужно ли нам знакомиться с творчеством подобного автора? Нужно ли вообще печатать, с позволения сказать, "литературные произведения" таких персон, как Геббельс и Гитлер? Слишком дорого стоили их взгляды человечеству.
Есть ли в книге подстрекательство к экстремизму? Оценивать книгу с этой точки зрения должны специалисты. Но авторство говорит само за себя. Именно поэтому будет написано заявление в прокуратуру. Проведут проверку, назначат экспертизу. Если сочтут необходимым, сделают заключение.
А принимать решение, включать ли книгу в перечень экстремистской литературы, запрещенной в России, - это дело суда. Такое представление в суд, кроме прокуратуры, может сделать и минюст.
Леонид Млечин, историк:
- Нормальный человек читать это не будет. "Майн камф" Гитлера и "Дневники 1945 года" Геббельса включены в Федеральный список экстремистской литературы. Что касается остального, я не сторонник запретов. У нас в стране никогда не было антифашистского воспитания. То есть воспитания понимания того, чем была идеология Третьего рейха, на чем базировалась и чем опасна. Подробно об этом не говорили.
Поэтому эти "творения" на незрелые умы оказывают шоковое впечатление. Но я не могу себе представить человека, способного одолеть книжку Розенберга, ее в Германии-то никто не читал. И "Майн кампф" тоже читать невозможно. Опаснее сейчас литература того же направления, но написанная русскими авторами на русском языке.