На Урале предложили ускорить выдачу разрешений на геологоразведку

Эксперты добывающей отрасли отмечают, что минерально-сырьевая база Урала и России в целом имеет весьма скромный информационный потенциал. Иными словами, месторождения полезных ископаемых, открытые в советское время, близки к исчерпанию, а новых не появляется: в последние годы геологоразведка практически не велась. Из всего объема проводимых в мире разведочных работ на Россию приходится лишь три процента. И это при том, что наша страна обладает половиной всех мировых минерально-сырьевых ресурсов.

Главное препятствие здесь - не столько финансовая неготовность бизнеса вкладываться в перспективу, сколько неоправданно большие сроки получения разрешений. По словам Андрея Новикова, управляющего директора одного из уральских золотодобывающих предприятий, продолжительность согласования всего пакета документов в Свердловской области зачастую превышает два года. Например, на получение разрешения на геологоразведку на Тамуньерском золоторудном месторождении на севере региона ушло 805 дней. Для сравнения, сами разведочные работы заняли 912. На описание и подготовку к эксплуатации крупного месторождения при профессиональном подходе, как правило, достаточно 700 дней.

С момента объявления результатов конкурса (или аукциона) на право пользования участками недр до вывода техники на грунт предпринимателям надо пройти 38 этапов оформления документов. Самые длительные - получение лицензии и проекта работ, а также межевание участка - отнимут более чем по 160 дней. На оформление договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов уйдет по 90 дней. Еще столько же займут формирование лесного участка и получение проектной документации.

Очевидно, что срок очень большой и совершенно нелепый в нынешних рыночных условиях, отмечают недропользователи. Они предложили изменить существующий алгоритм взаимодействия с различными государственными структурами, что позволит сократить срок с момента оплаты лицензии до начала геологоразведочных работ (ГРР) почти в два раза - с 650 до 340 дней.

В частности, возможность экономить время видится в изменении схемы взаимодействия между департаментом леса и кадастровой палатой. Документооборот между этими структурами сегодня осуществляется вручную, то есть бумаги передают из кабинета в кабинет сами предприниматели (чем, кстати, нарушается принцип "одного окна"). Электронный документооборот позволит сократить срок оформления пакета примерно на месяц. Однако это не всегда возможно: не секрет, что программное обеспечение в разных госструктурах часто не "коннектится" между собой.

Недропользователи предлагают выполнять часть этапов получения разрешения на стадии подготовки проектной документации, а также заключать краткосрочные, не требующие государственной регистрации договоры аренды лесных участков. Межевание, постановка на кадастровый учет, а также заключение долгосрочного договора аренды происходит в случае, если сроки проведения ГРР продляются или на месторождении начинается добыча полезных ископаемых.

Также предприниматели считают, что федеральная норма, обязывающая составлять проект ГРР и проводить его экспертизу, устарела. Логика бизнеса ясна: теперь разведку недр финансирует не государство, как это было до середины нулевых, а сама геологоразведочная организация, финансово заинтересованная в эффективности работ. Значит, нет и необходимости проводить экспертизу проекта.

- Недра - собственность государства, а не добывающих компаний. Это установлено федеральным законодательством. Естественно, государство будет спрашивать, что вы хотите делать с его собственностью, и проведет экспертизу всех ваших решений, - возражает предпринимателям Николай Кокорин, заместитель начальника департамента по недропользованию по УрФО. - Поэтому полностью отменить экспертизу проектов не получится. Но мы стараемся, чтобы она длилась не более 60 дней.

Комментарии

Владимир Шлегель, директор департамента лесного хозяйства Свердловской области:

- Проблема не в том, что мы вынуждены выдерживать регламентные сроки. Она в другом: ежедневно в наш адрес приходит 25-30 обращений от недропользователей, которые мы не всегда успеваем обрабатывать. Часто геологоразведчики получают ответы и раньше, чем через 30 дней. Мы готовы работать над сокращением сроков, но надо менять механизмы, совершенствовать взаимодействие между департаментами и министерствами.

Алексей Орлов, заместитель председателя правительства Свердловской области:

- Большинство норм, которые регулируют сферу геологоразведки, установлены федеральным законодательством. Однако мы готовы обратиться в центр со своей инициативой, если не удастся найти решение проблем на региональным уровне.