20idei_media20
    22.08.2013 05:41
    Рубрика:

    В уральском поселке инженерные сети вернули муниципалитету

    Из-за злоупотреблений управляющих компаний поселок на Среднем Урале оказался на грани коммунального коллапса
    Рабочий поселок Малышева, известный тем, что расположен на месторождении изумрудов, оказался в чрезвычайной ситуации: около десяти тысяч его жителей остались не только без горячего, но и без холодного водоснабжения.

    По одному сценарию

    - У нас каждый год в мае отключают горячую воду до самой осени, когда начинается отопительный сезон, - пожаловалась "РГ" местная жительница Ольга Кошелева. - К этому малышевцы уже привыкли - у многих давно установлены водонагреватели. Однако этим летом мы практически остались и без холодной воды: ее дают лишь на несколько часов в сутки, утром и вечером. Хорошо, если успеваем набрать ванну и другие свободные емкости. Но невозможно ни ребенка как следует помыть, ни белье постирать. В какие инстанции мы только ни обращались с жалобами - толку нет. Вода подается лишь тогда, когда специальные комиссии приезжают с проверкой.

    Старожилы говорят, что к этому коллапсу поселок шел много лет. В советское время государственное предприятие, которое вело добычу изумрудов, отвечало и за коммунальную сферу населенного пункта. Затем и сами прииски, и вся поселковая инфраструктура перешли в частные руки. Малышевское ЖКХ стало передаваться от одной компании к другой: по одному и тому же сценарию обслуживающие организации, проработав некоторое время, объявляли о своем банкротстве и исчезали. Как утверждают жители, коммерсанты попросту выкачивали деньги, не вкладывая ни рубля в модернизацию сетей. В конце концов, когда в Малышева обанкротилась очередная коммунальная компания, на местный водопровод был наложен арест как на основное имущество.

    Вернули сети муниципалитету

    По мере роста коммунальных проблем возрастало и недовольство жителей. В итоге несколько лет назад они инициировали отставку действующего главы, обвинив его в хищении средств, выделенных на строительство котельной, и отсутствии порядка в сфере ЖКХ. Новая команда управленцев поняла, что под лежачий камень вода не течет, и решила вернуть коммунальную инфраструктуру в ведение местного самоуправления, чтобы иметь возможность ее реанимировать. Администрация поселка подала иск в Арбитражный суд Свердловской области и добилась передачи в собственность муниципалитета сетей тепло- и водоснабжения как социально значимых объектов. Коммуникации взяло под контроль специально созданное муниципальное предприятие. Впрочем, это не спасло ситуацию.

    - Водопроводы изношены на 94-96 процентов, - рассказал "РГ" замглавы администрации Малышева по вопросам городского хозяйства и строительства Александр Осиевский, - из-за этого при транспортировке воды, которую поселок покупает у соседнего Асбеста, неизбежны большие потери. Таким образом, у МУПа образовалась значительная задолженность перед асбестовским водоканалом - около четырех миллионов рублей. И ресурсоснабжающая организация ограничила поставку до 30 процентов. В результате и нам пришлось ограничить подачу воды в поселке - ввести график.

    Что касается горячей воды, то, по словам чиновника, раньше поставщик отключал ее на лето из-за долгов управляющих компаний. Но, когда муниципалитет перешел на прямые расчеты с ним и платежи населения стали составлять 94 процента, у ресурсоснабжающей организации нашлось новое оправдание. Энергетики заявили: поскольку в поселке не стало крупных промышленных потребителей, они не смогут больше поставлять горячую воду - котлы технически не приспособлены для нагрева столь малого объема, который требуется для обеспечения жилого сектора.

    Финансовая "засуха"

    - Долгие годы поселок не получал деньги на модернизацию ЖКХ, в нем даже не было долгосрочных программ развития коммунальной инфраструктуры, - говорит Александр Осиевский. - В прошлом году мы разработали такую программу. Кроме того, подготовили схему тепло- и водоснабжения. Но, чтобы решить проблему, нужно провести капитальный ремонт инженерных коммуникаций, а также построить собственную котельную. Однако бюджет поселка дотационный на 70 процентов - у нас попросту нет средств на модернизацию. При формировании бюджета на 2013 год я просил выделить на ЖКХ как минимум 30 миллионов, а дали только пять. И попробуй на них что-то сделать! Надеемся только на то, что попадем в областную программу развития ЖКХ.

    О технологической "засухе" в Малышева знают и в областном министерстве энергетики и ЖКХ, и в прокуратуре. Их представители не раз приезжали в поселок с проверкой этим летом. Однако все чиновники разводят руками: коммунальная инфраструктура в таком состоянии, что даже простая подача воды грозит ЧП.

    "Ситуация на контроле правительства Свердловской области, принимаются все необходимые меры для обеспечения жителей Малышева водой. Администрация поселка должна завершить инвентаризацию и паспортизацию сетей тепло- и водоснабжения, чтобы в дальнейшем получить субсидии из областного бюджета (на условиях софинансирования) на модернизацию сетей по региональной целевой программе "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2012-2016 годы", - лаконично пояснили "РГ" в свердловском министерстве энергетики и ЖКХ.

    Простор для мошенников

    В областной прокуратуре отмечают, что ситуация в поселке Малышева не единична: подачу коммунальных ресурсов нередко ограничивают и в других населенных пунктах региона - чаще всего небольших и отдаленных. Виной тому, считают в надзорном ведомстве, плохая работа и множественные злоупотребления обслуживающих организаций. "Ресурсоснабжающие организации вынуждены вводить ограничительные меры из-за больших долгов коммунальных компаний. Как показывают проверки, зачастую они образуются в результате незаконных действий предприятий ЖКХ при расходовании финансовых средств. Они тратят деньги, собранные с потребителей и предназначенные для расчетов с поставщиками, на иные цели", - говорится в официальном ответе облпрокуратуры на запрос "РГ".

    Например, в Красноуральске коммунальная организация, обслуживающая котельную, отапливающую поселок Пригородный, задолжала поставщику газа свыше 53 миллионов. Из-за того, что она не принимала никаких мер по погашению долга, ресурсоснабжающее предприятие ограничило подачу топлива. Теплоснабжение было восстановлено только после вмешательства прокуратуры.  Как выяснило надзорное ведомство, организация, имея средства на погашение задолженности, израсходовала их на другие нужды. В результате против коммунальщиков возбудили уголовное дело, ведется расследование.

    Очевидно, что если бы в регионе активнее привлекали недобросовестные компании к ответственности, то порядка в сфере ЖКХ было бы больше и добросовестным плательщикам не пришлось бы оставаться без коммунальных благ. Как рассказали "РГ" в Главном следственном управлении ГУ МВД по Свердловской области, в 2010 году в производстве  было всего 20 уголовных дел, возбужденных против коммунальщиков, в 2011-м - 61, а в 2012-м - 115. При этом в полиции подчеркивают: эта статистика не отражает реального положения дел. Проблема в том, что в коммунальном хозяйстве довольно сложно выявлять и раскрывать правонарушения. Случаи эти, как правило, латентные и крайне запутанные. Кроме того, мало возбудить дело - надо доказать вину обслуживающей организации. А для этого необходима сложная и дорогостоящая экспертиза, стоимость которой подчас равна самой сумме выявленного хищения.

    Поделиться: