22.08.2013 15:56
Поделиться

Рэй Брэдбери: Я написал только одну научно-фантастическую книгу

22 августа 1920 года родился Рэймонд Дуглас Брэдбери. Семья будущего писателя была достаточно бедной, что не позволило Рэю поступить в колледж. Как он позже скажет, "вместо колледжа я окончил библиотеку".

Первый литературный опыт Брэдбери относится к 12 годам, когда мальчик из-за нехватки денег на книгу написал продолжение к "Великому воину Марса" Эдгара Берроуза. Но успех к писателю пришел с публикацией в журнале Playboy романа "451 градус по Фаренгейту" в 1953 году .

Обычно Брэдбери причисляют к фантастам, хотя он себя таковым не считал. Однако в ряде его произведений появлялись фантастастические для своего времени устройства, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь, например, мобильные телефоны, наушники-капельки, банкоматы, плоские телевизоры. Творчество Брэдбери оказалось не только пророческим, но оказало влияние на других авторов. "Российская газета" решила вспомнить высказывания известных писателей о Брэдбери.

Начнем с признания самого писателя. Вот как Брэдбери характеризовал жанр собственных книг: "Во-первых, я не пишу научную фантастику. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики и это "451 градус по Фаренгейту", она отталкивается от реальности".

Стивен Кинг высоко ценит произведения Брэдбери и сравнивает с Теодором Драйзером. "Драйзер был большим писателем, и Брэдбери кажется Драйзером в жанре фэнтези, хотя стиль у него лучше и прикосновение легче. Тем не менее, они очень похожи. [...] Драйзер и Брэдбери - американские натуралисты, обладающие исключительным даром убеждения, и в каком-то смысле они продолжают линию Шервуда Андерсена, чемпиона американского натурализма. [...] Оба пишут на хорошем английском языке, который остается неформальным, хотя и избегает редких или диалектных слов".

Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыжевский) поставили Брэдбери в один ряд со Стругацкими, Гарри Гаррисоном, Клифордом Саймаком - писателями, которые оказали влияние на их творчество. "На книгах Брэдбери - мы фактически выросли. Разумеется, они не могли не оказать влияния на наше творчество. Когда нас об этом спрашивают, мы всегда называем Рэя Брэдбери одним из наших "литературных учителей". У Брэдбери есть, чему поучиться. Вот и учимся. До сих пор".

Вадим Панов признался, что рос на книгах Брэдбери: "Я рос на его книгах, и эта вера подпитывала меня, давала надежду на то, что если смог он, то и я, может быть, когда-нибудь смогу так. Одна только его история "451 градус по Фаренгейту" о мире, в котором литература находится под запретом, сделала его бессмертным. Брэдбери - один из первых людей, который поднял вопрос о том, что станет с цивилизацией, если литература вдруг исчезнет, какими будут люди без простой на наш взгляд вещи - книги. Он показал, что назвать это обществом уже невозможно".

Нил Геман благодарил Брэдбери за его книги, которые пробудили в нем любовь к другим авторам. Так, например, было после "Марсианских хроник": "Я открыл для себя Эдгара По, читая Брэдбери. Мне было девять, когда я прочел "Марсианские хроники" До этого я никогда не слышал про По, но Брэдбери был в восторге от него. И я полюбил По".

Со дня смерти писателя прошло немногим более года. Кончина 91-летнего фантаста стала неожиданостью для многих, однако сам Брэдбери воспринимал смерть, как нечто необходимое: "Смерть - это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым". При этом всегда считал свою жизнь успешной: Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Мои книги все изданы, мои книги есть во всех школьных библиотеках и, когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют еще до того, как я начну говорить".

Давайте и мы поаплодируем Брэдбери в день его рождения.

При написании статьи использованы материалы РИА Новости, Wikipedia, РэйБрэдбери.RU