Однако сам процесс настолько увлекателен, "бегущие" открывают столько новых смыслов - хотя бы даже в самих себе, - что конца этому не предвидится. И вот, пожалуйста, свежие обращения к классикам. Молоденький Чехов стал героем нового кино, а поэт Маяковский - оперы. Естественно, в духе времени, путь к ним прокладывается через женщин: Дуня Эфрос рядом с Антоном Павловичем, Лили Брик рядом с Владимиром Владимировичем.
Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc, закончил съемки своего дебютного фильма "Братья Ч" по одноименной пьесе Елены Греминой. А композитор Алексей Сюмак завершил работу над оперой "НЕМАЯКОВСКИЙ" (именно так, большими буквами) на либретто Димитриса Яламаса - за постановку берется Михайловский театр в Петербурге. Мы попросили авторов фильма и оперы поделиться: чем вызван их интерес к судьбам писателя и поэта - и что нового в их взгляде на классиков?
Режиссер Михаил Угаров о Чехове и своем фильме "Братья Ч":
- Антон Павлович как личность - самый закрытый из писателей. Как ни странно, мы мало о нем знаем. Отчасти потому, что многие годы цензура изо всех сил уничтожала всякие свидетельства его личной и интимной жизни. Хотя, с другой стороны, - он и сам по себе загадочная фигура. Он и в жизни был так ироничен, что, кажется, никогда не поймешь, как он относится к человеку на самом деле. И творчество его тоже не делает фигуру Чехова понятнее. Рядом с ним Толстой, Максим Горький - дети малые, про которых, кажется, все ясно...
Сценарист Елена Гремина использовала письма братьев Антона и Александра Чеховых, воспоминания Александра и Михаила (племянника писателя, создателя знаменитой актерской школы в Америке), дневник Павла Егоровича, отца Чехова. Антон Павлович и сам был документалист. Он все брал из жизни и нес туда, в литературу. Очень много фраз, поступков, поворотов в его отношениях с женщинами - это все ушло в его рассказы, в "Три сестры", "Дядю Ваню"…
Что интересно, впервые в кино биографический Чехов появляется у нас в таком возрасте - 25 лет (его играет актер Егор Корешков). То есть, он еще никто. Какой-то графоман, который еще не знает, что он великий писатель. И мне это понятно, потому что я же начинал как драматург и проходил практически тем же путем: вот ты никто, никто, никто, у тебя куча сомнений - и только потом что-то с тобой случается. Выдержать этот период нелегко. Тут для меня такой личный момент - узнать и показать, как Чехов прошел через это. Актерам тоже было интересно. Важно, что это не биографический фильм, не исторический, не костюмный. Все в костюмах, конечно, но это минимализм, потому что дело ведь не в шляпках и зонтиках чеховских, и не в пенсне, а в совершенно других вещах, тех же самых, что и в нашей жизни: отношениях, психологии.
Фильм - об одном дне из жизни Чехова, но это не просто день. Тогда сорвалась его женитьба на Дуне Эфрос. Именно в этот день, на этой даче в деревне Бабкино все и произошло. И мне так кажется, что любовь к Дуне - вообще самая последняя у него. Дальше были просто холодные похождения, которые закончились в результате Книппер-Чеховой. Она стала для Чехова успокоением. Более от рассудка, чем от сердца.
Димитрис Яламас о Маяковском в своем либретто оперы "НЕМАЯКОВСКИЙ":
- Я в жизни работал, работаю и, думаю, еще долго буду работать, в основном, с двумя композиторами. Один из них - Алексей Сюмак. Наша первая опера "Станция" была написана в 2008 году и поставлена на фестивале "Территория" Кириллом Серебренниковым и Теодором Курентзисом. Она о жизни и о смерти немецкого поэта Пауля Целана. И когда однажды зашла речь о написании новой оперы, один наш друг предложил: может, продолжите писать о судьбах поэтов - у вас неплохо получается? Стали перечислять имена, дошли до Маяковского, и я понял, что мне это близко, интересно и что я хочу написать об этом.
Название "НЕМАЯКОВСКИЙ" не случайно. Опера начинается с момента смерти поэта, это как бы его собственное зазеркалье, треснувшее отражение, обрывки воспоминаний его и о нем, рассыпающиеся фрагменты его жизни. В конце концов остается только Любовь и Поэзия, слитые воедино. И роль Маяковского, и роль Лили Брик разделены на два слоя - пение и слово, и исполняются сразу двумя артистами - оперным и драматическим. То есть, у нас есть земные говорящие Маяковский и Лиля, и сверхземные поющие Поэт и Муза, вневременные, слитые в вечный союз.
Естественно, нам понадобилось внимательное изучение воспоминаний Лили Брик, переписки Маяковского с ней, докладов чекистов, расследовавших гибель поэта, первых публикаций после случившегося. В тексте использованы фрагменты стихов и поэм Маяковского, слова его современников - Сергея Есенина, Демьяна Бедного, Владимира Ленина, Иосифа Сталина…
Премьера "НЕМАЯКОВСКОГО" состоится в Михайловском театре в конце октября. Режиссер-постановщик Василий Бархатов недавно стал художественным руководителем этого театра. Музыкальный руководитель постановки Михаил Татарников - главный дирижер театра. Кроме того, премьера пройдет в рамках празднования 180-летия этого оперного дома, и это очень почетно для нас.
Что все-таки важнее: как мы отражаемся в зеркале классиков или как классики отражаются в наших представлениях о них? Сбросить их как устаревших с корабля современности или приспособить под сегодняшние нужды? Вопросы повторяются из поколения в поколение. Михаил Угаров дает свой ответ:
- Время идет, и Чехов, как любой классик, живет и в том времени, и в современности. Мы меняемся - и он меняется. Интересно отследить наше время через него. Интересно смотреть и играть не какой-то условный XIX век - тогда ведь тоже были живые люди и их тоже волновали сегодняшние реакции, сегодняшняя психика. Все классики существуют скорее "сегодня". Они были совсем другие, люди их иначе воспринимали, читали иначе, чем мы сейчас читаем. И нам уже дела нет до Чехова или Толстого (за компанию и Маяковского - Ред.) того времени...