21.08.2013 23:30
    Поделиться

    Государственные вузы Белоруссии испытывают недобор в студентах

    И в России, и в Беларуси сетуют этим летом на дефицит абитуриентов: на платных отделениях в государственных белорусских вузах до 40% свободных мест, в частных - 60. На некоторые специальности недобор даже на бюджет.

    В Белорусско-Российском университете недосчитались первокурсников на инженерно-экономическом и машиностроительном факультетах: спрос упал со стороны как российских абитуриентов, так и белорусских. В Белорусском национальном техническом университете остались вакантными 86 бюджетных мест, в педуниверситете - 136. В основном на специальности физико-математического профиля. В минских филиалах российских вузов - МЭСИ и РГСУ - снижения потока абитуриентов не ощутили. Но в этом году столкнулись с неожиданной и весьма неприятной проблемой: российские филиалы на территории стран СНГ, в том числе в Беларуси, не могут обучать студентов за счет средств федерального бюджета. Министерство образования и науки России посчитало это нецелевым использованием средств.

    - Странная ситуация, - недоумевает директор филиала Российского государственного социального университета в Минске Сергей Полетаев. - Получается, что белорус может, приехав в Россию, учиться в головном вузе на бюджете, а в филиале, который специально создан за счет бюджета Союзного государства, чтобы готовить кадры для социально-трудовой системы Беларуси, - нет. Тогда какой интерес Беларуси в наших образовательных услугах? Сама идея рушится по малопонятным причинам. "Социальная работа" в основном развивалась за счет бюджетного источника финансирования, сначала союзного, потом федерального, а не коммерческого обучения. К этому не были готовы и наши абитуриенты, которые планировали обучаться на бесплатной основе.

    В то же время ежегодно российская сторона предлагает межведомственные квоты для поступления белорусов, по которым они могут учиться в вузах России за счет российского бюджета (в этом году, например, для них было выделено 57 государственных стипендий). Единственное требование - высокий средний балл аттестата о среднем образования - не ниже восьми по десятибалльной шкале.

    - Но этот проект не очень популярен, - заметил министр образования Беларуси Сергей Маскевич на недавней встрече с российскими журналистами. - Потому что при наличии равных прав выпускники могут поступать самостоятельно куда пожелают, а не только туда, где места предлагаются министерством. К тому же квотный проект накладывает некоторые обязательства. Да и жизнь в российских городах - дорогое удовольствие: учиться рядом с домом даже на платной основе порой дешевле, чем в Москве за счет федерального бюджета и со стипендией.

    В идеале на системной основе должно работать объединение вузов Беларуси и России по выработке единых профессиональных стандартов

    За последнее время, обратил внимание директор филиала РГСУ Сергей Полетаев, из документов Союзного государства ушли, к сожалению, такие темы, как совместные образовательные учебные заведения. Начали говорить о кооперации, сотрудничестве, поддержке инициатив, проектов учреждений образования двух стран. От масштабных планов в образовании перешли к более приземленным. О единых учебниках и образовательных стандартах также речи уже не идет. Хотя Сергей Маскевич отмечает, что к этому вопросу на совместных коллегиях подходили не единожды, пытаясь сформировать научную группу по выработке единых стандартов в рамках Союзного государства, а затем - ЕврАзЭС. Но за последние годы эти стандарты разошлись очень существенно, и тут только косметическими изменениями не обойтись.

    - К нам хотела перевестись из частного белорусского вуза группа четверокурсников. Но, сопоставив учебные планы - названия учебных дисциплин, количество часов, - мы могли их взять только на 2-й курс, - приводит пример Сергей Полетаев. - Не потому, что они хуже подготовлены. Просто нужно было досдавать половину предметов. И не только "Историю России". Например, "Концепцию современного естествознания" в белорусских вузах вообще не читают. Если у нас в учебном плане "Экономика" или "Анатомия, физиология человека", а в зачетках у студентов - "Основы экономики", "Основы физиологии" - перезачесть эти дисциплины тоже не можем.

    Хотя в целом структура подготовки студентов в России и Беларуси аналогична. В вузах введена модульно-рейтинговая система оценки знаний, зачетные или кредитные единицы, учебные планы содержат как обязательный компонент предметов, так и дисциплины по выбору студентов. Но российские вузы уже три года перестраивают учебный процесс в контексте Болонского процесса. Беларусь тоже движется в этом направлении, но своим путем. Только в прошлом году подписали дополнение к Соглашению о взаимном признании дипломов, и российский бакалавр, и белорусский специалист с обучением 4-4,5 года стали взаимно признаваться. А до этого статус бакалавра в Беларуси вызывал вопросы...

    - Проблемы преодолимые, - замечает Сергей Полетаев. - Мы предлагали создавать рабочие группы, в которых принимали бы участие не только представители Союзного государства, российского и белорусского Министерств образования, но и вузы. В идеале должно на системной основе работать объединение вузов Беларуси и России по выработке профессиональных стандартов. Это более современный подход, считает и министр Сергей Маскевич. Технологии, методы и структура обучения могут быть разные. А вот требования к выпускникам - единые. В этом направлении, говорит Сергей Маскевич, надо обмениваться опытом, формировать единые профессиональные стандарты, систему оценивания квалификации специалистов...

    Поделиться