21.08.2013 23:51
    Поделиться

    Артур Пафенчиков: Приставы начали взыскивать долги через интернет

    Судебные приставы переходят на электронное взыскание долгов
    Директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков рассказал члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому, что благодаря информационным технологиям судебные приставы взыскивают долги, подчас не вставая с рабочего кресла.

    Артур Олегович, как граждане могут узнать, что они являются должниками? И если являются, как они свою задолженность могут быстро погасить?

    Артур Парфенчиков: На сегодняшний день способов для этого очень много. Для граждан, пользующихся компьютерами и современными мобильными телефонами, это вопрос буквально нескольких минут.

    На сайте нашей службы с прошлого года действует банк данных исполнительных производств, дающий возможность получить информацию о наличии задолженности, способах ее погашения, а также данные об отделе и конкретном приставе, ведущем исполнительное производство.

    Сразу уточню, что оплатить долг можно, не выходя из банка данных, посредством платежных систем КИВИ (без комиссии), РОБОКАССА и ВэбМани. Желающие могут произвести оплату через сервис ОПЛАТАГОСУСЛУГ.РУ со счета своего мобильного телефона.

    Для удобства доступа граждан к банку данных исполнительных производств нами разработано приложение для мобильных операционных систем Android, iPhone и Windows Phone. Его можно найти и установить на соответствующих системах мобильных устройств посредством "магазинов" приложений Google Play на Android и App Store на iPhone, набрав в поиске "фссп".

    Это приложение даст возможность не только получить разовую информацию о наличии или отсутствии задолженности, но и подписаться на получение данных на постоянной основе. Например, если сегодня гражданин не значится среди должников, а через неделю в отношении него возбуждается исполнительное производство, он получит уведомление. Погасил долг - также уведомлен. Очень просто и удобно.

    Более того, пользоваться банком данных можно даже в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Для них также разработаны специальные приложения.

    Надо сказать, что количество обращений к банку данных постоянно растет. За счет этого растет посещаемость сайта нашей службы и, что особенно радует, все эти наши электронные разработки реально стимулируют должников платить. За 6 месяцев этого года более 600 тыс. граждан воспользовались возможностями банка данных для погашения долга.

    Цифра: 9 миллионов смс-сообщений направили судебные приставы должникам в 2013 году

    С должниками понятно. А как информационные технологии облегчат жизнь вашим же приставам? До каких пор они будут ходить по квартирам и арестовывать телевизоры?

    Артур Парфенчиков: Многие уже не ходят, а взыскивают долги, не вставая с рабочего места. В ряде регионов, например в Санкт-Петербурге, Волгоградской области, значительная часть исполнительных производств оканчиваются именно таким образом. Важнейшая задача на ближайшее будущее - переход всей службы на принудительное исполнение в электронном виде. Это должен быть полный цикл исполнительных действий: от приема исполнительных документов до перевода денег на счет взыскателя и окончания исполнительного производства.

    Когда же это будет реально? А то население все больше переходит на зарплатные и пенсионные карты, а приставы не могут порой взыскать с платежеспособного гражданина долг в 2 тысячи рублей.

    Артур Парфенчиков: Технически мы к этому уже готовы. Но, кроме этого, необходимо, чтобы процедура принудительного исполнения исполнительных документов в электронном виде была закреплена юридически. Ускорить процесс поможет введение в действие документа, который нами уже разработан. Скорее всего, выйдет постановление правительства с достаточно сложным названием: "Об утверждении форматов исполнительного документа и постановления судебного пристава, выносимых в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В дальнейшем будут внесены соответствующие изменения и в федеральный закон, уже разработанный минюстом совместно с минкомсвязью и минэкономразвития во исполнение поручения правительства.

    Ваша служба, может быть, как никакая другая зависит от многочисленных госорганов и кредитных организаций. Как решаете эту проблему с точки зрения безбумажного взаимодействия?

    Артур Парфенчиков: В прошлом году мы модернизировали нашу автоматизированную информационную систему (АИС ФССП) так, чтобы она позволяла принимать электронные документы других ведомств, заверенные электронной подписью.

    С Федеральной налоговой службой мы работаем по электронным каналам связи на всей территории Российской Федерации уже с прошлого года. Ответы на запросы из миграционной службы, ГИБДД и Пенсионного фонда также получаем в электронном виде. В тестовом режиме осуществляется документооборот с Росреестром.

    Мы заключили соглашения об электронном документообороте с 25 банками и надеемся, что их число будет расти.

    Наконец, в стадии опытной эксплуатации осуществляется электронное взаимодействие с системой учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (УНИФО, ГИС ГМП). Если эта система заработает в полную силу, она облегчит жизнь не только службе судебных приставов, но и взаимодействующим с нами органам.

    Конечно, реальный переход на систему электронного документооборота без дублирования электронных документов на бумаге (дублирование пока осуществляется) позволил бы высвободить колоссальные человеческие и временные ресурсы, перенаправив их с механической регистрации входящих-исходящих на решение реально более важных для нас задач.

    Выходит, у должников под ногами скоро останется только выжженная земля?

    Артур Парфенчиков: Действительно, обмен информацией в электронном виде со всеми перечисленными выше ведомствами даст возможность получать сведения о месте нахождения должника, его доходах, месте работы, наличии автотранспортных средств или недвижимого имущества и много чего еще. Кстати, нами уже налажено взаимодействие и с операторами сотовой связи МТС, "Билайн" и "Мегафон" по получению номеров телефонов должников, а с системой "Сирена Тревел" - по получению информации о передвижениях должников. Но это все не для того, чтобы затравить должника и загнать его, как вы выразились, на выжженную землю, а для того, чтобы заставить его строить отношения с государством в цивилизованной форме. Нарушители должны чувствовать строгость закона и уважать решение суда.

    Последний вопрос, который не могу не задать. В некоторых СМИ высказывалась критика в ваш адрес, что служба якобы в ущерб основной деятельности занимается много чем еще - ремонтом монастыря, поисковым движением, детскими конкурсами. Не захотелось после этого бросить все начинания?

    Артур Парфенчиков: Нет. Ничего не бросили и, думаю, не бросим. Все мы занимаемся этим в нерабочее время, за счет отпуска или выходных и, конечно же, только на добровольных началах. Это никак не может службе повредить, наоборот, идет ей на пользу, потому что формирует корпоративный дух и активную гражданскую позицию. Мы же все в первую очередь граждане. Кстати, буквально на днях наш поисковый отряд вернулся из Калужской области. За неделю было поднято и перезахоронено почти 700 человек. Как это можно бросить? И кто это сделает, если не мы?

    Ключевой вопрос

    Всегда ли должники знают, а главное, помнят о своих долгах? В этом плане вы не пытаетесь им как-то помогать?

    Артур Парфенчиков: Проблема своевременного оповещения должников пока еще существует. Ее создает не только медлительность нашей почты, но и в значительной степени менталитет наших граждан. Многие годами не проживают по адресу официальной регистрации, и их совершенно не волнует, каким образом разные официальные документы найдут к ним дорогу.

    Решать эту проблему нам помогают смс-оповещения. Мобильные телефоны сейчас есть почти у всех. В связи с этим в конце 2012 года в трех субъектах РФ был опробован пилотный проект по смс-оповещению должников о возбуждении в отношении них исполнительного производства. Результат нас почти ошеломил. Количество оплаченных долгов возросло более чем на 20% всего за несколько месяцев.

    Поэтому в 2013 году мы заключили контракты с компаниями-операторами на рассылку смс-оповещений должников. Они предусматривают направление 28 миллионов смс-сообщений. За счет большого объема стоимость одного оповещения составила менее 5 копеек. В настоящий момент направлено более 9 млн смс-сообщений.

    Результаты по-прежнему очень хорошие. В первом полугодии 2013 года каждое третье исполнительное производство, в рамках которого направлялось смс-уведомление, было окончено взысканием долга.

    Поделиться