Еще одна идея - мотивировать госуправленцев на повышение дивидендных выплат. И учитывать этот критерий при подписании контрактов с менеджерами. Поступления в казну в итоге могут вырасти почти на 100 миллиардов рублей.
Такие данные и предложения содержатся в докладе минфина и независимых экспертов по оптимизации расходов бюджета, отправленного недавно ведомством Антона Силуанова на рассмотрение в правительство.
Сейчас, напомним, госкомпании обязаны перечислять государству в виде дивидендов 25 процентов своей прибыли. Минфин считает, что можно подумать и о планке в 35 процентов. Это, правда, планы на будущее. А вот предложения о новом порядке расчета для дивидендов, судя по всему, может стать более близкой перспективой. Самое любопытное, что при этом, по крайней мере на первый взгляд, речь идет о чисто технических изменениях. А именно о том, чтобы процент чистой прибыли, который "капает" в казну, рассчитывался не по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), а по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). И если бы такая норма действовала относительно всех компаний с государственным участием еще в прошлом году, то бюджет мог бы получить дополнительные 98 миллиардов рублей, отмечают авторы документа.
Хотя, казалось бы, какая принципиальная разница между двумя видами бухучета? Похоже, что реальные деньги казне приносит не бухгалтерский стандарт, а все-таки что-то другое. "Но на МФСО все равно нужно переходить, поскольку когда в мире одна система учета, а в России другая, то в случае необходимости нужны долгие пересчеты и переводы данных", - говорит доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. По его словам, к внедрению МФСО Россия идет еще с начала 2000-х годов, но процесс пока что вялотекущий - зачастую не хватает квалифицированного персонала, да и сила привычки к РСБУ тоже дает о себе знать.
Но главное, по словам Кудюкина, в том, что от формы бухучета приток денег в казну не зависит. Его увеличивает жесткая привязка всех компаний с госучастием к единой ставке отчисления дивидендов в бюджет. И вот здесь, по словам нашего эксперта, могут быть трудности. "Естественно, что при увеличении нормы выплаты дивидендов доходы бюджета увеличатся. Другое дело, что для любой компании эти отчисления - сложный вопрос. Ведь при жесткой ставке отчислений в бюджет руководству может не хватить денег на развитие предприятия, особенно если год для него выдался не самым удачным", - опасается Кудюкин.
Кроме того, уверен наш эксперт, помимо увеличения отчислений в бюджет из компаний с государственным частием, работать нужно и над качеством работы таких предприятий в целом. "Менеджменту компаний с госучастием нужна более гибкая система стимулирования. Их доходы надо привязать напрямую к результатам деятельности, установив невысокую гарантированную оплату труда и гибкую переменную часть заработка по конкретным успехам в работе", - считает Кудюкин. Да и прозрачность работы компаний с госучастием тоже надо повышать. И повсеместное внедрение стандартов МСФО этому должно поспособствовать, резюмирует Павел Кудюкин.