- Я повторюсь, что не планировал стрельбу на улице, - только и сказал он. - И прошу 25 лет. В "Черном дельфине".
Впрочем, все это суд уже слышал. Как и обещал, Сергей Помазун лишь на суде дал показания. Он описал каждый свой шаг: как монтировкой и разводным ключом взломал сейф отца, достал оттуда арсенал оружия и патроны к нему, сел в машину и поехал в центр города. Он признался, что преступление планировал: хотел застрелить охранника в универмаге. Тот якобы нагрубил ему несколько месяцев назад, и Помазун не мог простить мужчине этого.
- Я знал, что если застрелю охранника, сразу же приедет вневедомственная охрана, - все время повторял подсудимый. - У них оружие, бронежилеты, я должен буду защищаться.
Именно поэтому, по его словам, он решил сначала похитить в магазине карабины "Тигр", которые уже давно присмотрел для этих целей.
- Мощное оружие, - уверенно объяснил он свой выбор.
В магазине Помазун застрелил троих человек, разбил витрины и вытащил "Тигры", набрал патронов. А дальше планы сорвались.
- Когда я вышел на улицу, увидел мужчину в джинсовой куртке, он потянулся под куртку, я подумал - оперативник. Услышал выстрелы в магазине и теперь тянется за оружием, - рассказал Помазун. Он подчеркивает: если бы не этот человек - то он не стал бы стрелять по прохожим, и тут же говорит:
- Я шел к машине, и люди могли мне помешать. Я начал стрелять, расчищая себе дорогу.
Теперь судья, анализируя эти показания, отмечает: все сказано для того, чтобы как-то оправдать свои действия. Между тем, на видео, собранном следствием, отчетливо показано, как невысокий парень, четко прицелившись, убивает из карабина школьницу. Сам подсудимый об этом тоже рассказал, хладнокровно отметив:
- Когда стреляешь, не думаешь, дети там или нет.
Надо сказать, что в течение всего процесса Помазун оставался "верен себе", как и пообещал на первом судебном заседании, отказавшись просить прощения у родственников убитых. Он так и не произнес слов сожаления. Да семьи погибших их и не ждали. За все время судебного слушания они научились не показывать свои переживания, четко отвечать на вопросы и задавать их так, как это делают следователи - без эмоций. Все они твердо уверены, что самым подходящим наказанием для Помазуна была бы смертная казнь:
- Он дышать не должен, - повторяет мать одного из погибших Татьяна Иваськова.
Она приходила на каждое заседание суда, и в прениях просила судью о пожизненном для Помазуна. Впрочем, государственный обвинитель Дмитрий Лазарев также пожалел о моратории на смертную казнь.
Сам Помазун, слушая, как ему желают смерти, оставался спокойным. К концу судебного слушания он стал вести себя равнодушно. Правда, когда судья зачитывал описание массового убийства в центре города, подчеркивая, что человек, расстрелявший шестерых человек из охотничьего карабина, действовал "из хулиганских побуждений и, противопоставляя себя обществу", на лице Помазуна появилась улыбка.
- Он чувствует себя героем! - не устает повторять Татьяна Иваськова.
Между тем, адвокат Помазуна Виктор Еремеев до последнего настаивал на невменяемости своего подзащитного. В этом же уверена и мать Помазуна. Споры о его возможной психической болезни в Белгороде не утихают до сих пор.
Впрочем, представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, комментируя ход расследования, отметил, что следователи составили точный психологический портрет Помазуна:
- Это неудачник, который пытался выделиться, вызвать восхищение собой, быть лидером в глазах окружающих, абсолютно не имея никаких оснований для этого. Полное несовпадение желаний и возможностей, привело его к озлоблению на весь мир. Ведь простое безобидное замечание или реплика в его адрес в любой момент могли взорвать все его нутро, что собственно и произошло 22 апреля. Его жертвами мог стать кто угодно, отметил Владимир Маркин и добавил, что на этом "трагическом, и может быть нетипичном для России примере, необходимо сделать очень жесткие и самое главное правильные выводы, для того, чтобы такие примеры не стали поводом для подражания". - Особое внимание надо уделять лицам, освобождающимися после отбывания наказания, вплоть до обязательного проведения с ними психологических тестов на возможные проявления агрессии.
"РГ" провела онлайн-трансляцию из зала суда.