22.08.2013 09:01
    Поделиться

    Эксперты выяснили причины травматизма на шахтах Кузбасса

    Кузбасские горняки, добывшие в 2012-м рекордные 201,5 миллиона тонн угля, в этом году уверенно движутся к отметке в 203 миллиона тонн. Но в погоне за новыми рекордами нельзя забывать о безопасности шахтерского труда.

    Технический рост

    Регион, на долю которого приходится почти 60 процентов черного золота, добытого в стране, 75 процентов коксующегося и 77 процентов угля, поставляемого на экспорт, за семь месяцев текущего года поднял на-гора 117 миллионов тонн. Это на 4,6 миллиона тонн больше, чем за тот же период 2012-го. Количество шахтерских бригад-миллионеров в Кузбассе уже приближается к двум десяткам, производительность труда неуклонно растет. Если в 2011 году она составляла 203 тонны на человека в месяц, то в 2012-м - уже 206. Результаты, по данным областной администрации, достигнуты благодаря строительству новых и реконструкции существующих предприятий. В эксплуатацию за двенадцать лет введено 23 шахты, 26 разрезов и 18 обогатительных фабрик. На техническое перевооружение угольной отрасли за последние годы направлено 99 миллиардов рублей - более 70 процентов всех инвестиций в регионе. И в том числе немало средств вложено в безопасность.

    - За два года все наши угледобывающие предприятия приведены в соответствие с необходимыми требованиями и нормами, - сообщил заместитель руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Михаил Сербинович. - В частности, все шахты обеспечены расчетным количеством воздуха, оснащены многофункциональными системами контроля содержания метана и углекислого газа, а также приборами контроля пыли и газообразования. Там, где предусмотрено проектом, проводится обязательная дегазация угольных пластов. Большинство предприятий оборудовано современными системами наблюдения, оповещения и поиска людей в случае аварии. Словом, технические и технологические причины, которые могли бы привести к ЧП, в настоящее время на угольных шахтах практически отсутствуют.

    На плахе

    Между тем производственный травматизм, по словам Сербиновича, сегодня остается, пожалуй, самой болезненной проблемой. Именно углепром из года в год возглавляет список наиболее неблагополучных в этом смысле отраслей. За минувшие полгода в Кузбассе произошло шесть аварий (что соответствует уровню аналогичного периода 2012-го), в которых пострадало семнадцать человек. Двенадцать из них погибло. Лидером антирейтинга стала компания "Южкузбассуголь", где случилось две аварии.

    Главная причина ЧП - неудовлетворительная организация труда. Один из ярких примеров - недавнее происшествие на шахте "Владимирская". Заместитель руководителя государственной инспекции труда в Кемеровской области Ольга Соколенко напомнила, что 3 июля в третью смену трое проходчиков, проинструктированных о безопасном ведении работ, выполняли демонтаж металлических рам арочной крепи вентиляционной сбойки. В качестве подмостков один из них использовал некое сооружение, состоящее из двух металлических бочек и плахи. Взобравшись на эту плаху, он начал откручивать гайки. Горный мастер, осмотревший место ведения работ, в процесс вмешиваться не стал. В итоге при внезапном обрушении пород кровли проходчик был завален горной массой. Его тело удалось извлечь из-под завалов лишь спустя двое суток.

    Привести в норму

    Эксперты считают, что для обеспечения устойчивого снижения уровня аварийности и травматизма необходимо наладить эффективное взаимодействие руководителей угольных компаний, предприятий, надзорных органов и органов власти. И такая работа в Кузбассе ведется. Еще в ноябре 2010-го в регионе прошло всероссийское совещание по проблемам промышленной безопасности в угольной отрасли, на котором был обозначен главный принцип работы Ростехнадзора - бескомпромиссность.

    - И мы этот принцип реализовали, создав на предприятиях социально-экономические условия, выгодные для безопасной работы и крайне невыгодные для работы опасной, - уточнил Михаил Сербинович. - Мы обеспечили жесткий контроль рисков возникновения травм и аварий, категорически запретили работу предприятий и производственных участков в условиях, угрожающих жизни и здоровью трудящихся, обеспечили неотвратимость наказания за нарушение требований пром-безопасности, создали для первых руководителей предприятий условия, стимулирующие их заниматься этой проблемой лично.

    К сожалению, факторы безопасного труда на производстве обеспечиваются не везде и не всегда, а установленные правила и нормы зачастую не соблюдаются. По данным Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, количество выявляемых нарушений на добывающих предприятиях растет. За первое полугодие их выявлено уже около тысячи. Двести должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и более трехсот работников - к административной.

    Слабое звено

    Одно из наиболее распространенных нарушений - низкий уровень знаний у инженерно-технического состава. - Заметна неувязка: на новейшем оборудовании стоимостью в сотни миллионов рублей ставят работать, мягко говоря, неграмотных людей, - подчеркивает заместитель губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андрей Гаммершмидт. - И хотя над каждым из исполнителей стоит целый ряд итээровцев, эффективности в работе это, увы, не добавляет.

    Не так давно на шахте "Большевик" была зафиксирована вспышка метана в действующей лаве, которую сдали в эксплуатацию еще в ноябре 2011-го.

    - Когда подняли документы, то оказалось, что главный инженер за все это время ни разу не поинтересовался газовой обстановкой в выработанном пространстве лавы, на пласту, склонном к самовозгоранию, - рассказал Михаил Сербинович. - Пробы непосредственно на дегазационной установке не отбирались годами. И такое отношение к профилактике дало о себе знать. Во время одной из смен возник очаг эндогенного пожара, произошла вспышка газа, и вывалилась перемычка. А людей из шахты начали выводить лишь спустя два часа, когда о случившемся сообщили машинистам дизелевоза, проезжавшим мимо. Шахта была остановлена, и теперь перспектива ее дальнейшей работы весьма туманна.

    По словам прокурора Евгения Шарафутдинова, кадровая проблема в угольной отрасли стоит достаточно остро, но нужно и своевременно проводить обучение в области охраны труда, аттестацию.

    - Уже не раз шла речь о плохой организации производственного контроля, о том, что не работает среднее звено, - подчеркнул Шарафутдинов. - К тому же - в сегодняшних условиях, когда цены на уголь падают, а угольщики сокращают звенья, связанные именно с промышленной безопасностью. Хотя экономить на этом недопустимо. Ведь это - глаза и уши, которые позволяют знать ситуацию, складывающуюся на предприятии.

    Системные причины

    Так, ситуация в шахтах довольно часто оставляет желать лучшего. Вот один из типичных примеров: рабочие жалуются, что начальник участка отправил их в забой, где безопасность не была обеспечена, и в забое люди травмировались.

    - Возникает вопрос - зачем они пошли туда, почему не сообщили горному мастеру? - говорит Андрей Гаммершмидт. - К сожалению, видимо, людям не объяснили главное: жизнь каждого человека находится в его собственных руках, и каждый должен сам позаботиться о ее сохранении. И есть еще одна проблема: на угольных предприятиях устанавливают алкотестеры, но когда общаешься с рабочими, они говорят, что иной раз приходят получать наряд к начальнику, а тот - "под мухой". Конечно, он в шахту не спускается, но какой спрос может быть с рабочего, если от него требует производственной дисциплины такой вот руководитель?

    Первых руководителей угледобывающих предприятий, на которых не действуют ни увещевания, ни штрафные санкции, дисквалифицируют. В этом году, по данным угольной прокуратуры, в суд ушло уже четыре соответствующих материала.

    - Получается, что оснастить шахту современным оборудованием - это еще не значит обеспечить безопасность работающих, - подводит итог Михаил Сербинович. - Необходимо обратить внимание на системные причины всех произошедших аварий. Это низкая результативность работы на предприятиях системы управления промбезопасностью, и в первую очередь - производственного контроля. Это неукомплектованность производства необходимым количеством специалистов и рабочих, недостаточный уровень квалификации персонала и низкое качество его обучения. Это слабость организации производства и дисциплины труда, а также повышение его производительности без соответствующей подготовки - за счет интенсивности и в ущерб безопасности.

    Поделиться