Распоряжением Андрея Воробьева в Подмосковье приостановлено строительство высотных домов. Создан градостроительный совет, который должен утверждать генпланы городов и районов. Через него уже проходили Мытищи, Химки, Балашиха, Красногорск и Солнечногорск. Ни один генплан принят не был. Глава региона объяснил, почему: "Жителям комфортно, когда их дом утопает в зелени, рядом парковка, детский сад, поликлиника, магазин. А на градсовет приносят сплошные каменные мешки - 25-этажные микрорайоны, среди которых ни одного зеленого пятна не видно. Мы без парковок, парков и детсадов больше ни один генплан не примем".
В области приняли решение не строить дома выше 9 этажей. Исключение - только для тех, кто готов расселять ветхий фонд. Им разрешат возводить 17-этажные башни, но только в больших подмосковных городах.
"Я хотел бы привлечь к сотрудничеству лучших архитекторов Европы, чтобы они помогли изменить внешний вид Подмосковья, - поделился планами Воробьев. - Даже самые крошечные города успешных стран имеют свой стиль: в каждом обязательно есть пешеходная улица, парк, симпатичные вывески. У нас пока преобладает эклектика". Тон обновлению подмосковных городов должен задать общественный совет с участием мировых светил архитектуры, который планируется создать в Подмосковье.
Сегодня в Подмосковье - 1,5 млн мигрантов, 90% - из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. В некоторых городах приезжих уже едва ли не больше, чем коренного населения. Гастарбайтеры десятками селятся в съемных квартирах, ведут себя агрессивно по отношению к местным, везут в область наркотики.
"На следующий год мы снизили квоту на иностранную рабочую силу со 150 до 102 тыс. человек, - рассказал Воробьев. - И давать ее будем только предприятиям, зарегистрированным в Подмосковье, если работодатель гарантирует приезжим нормальные условия для жизни - хотя бы места в общежитии".
При таких условиях, по его словам, активность работодателей поиссякла - пока с трудом набрали 77 тыс. заявок.
Навести порядок поможет и федеральное законодательство, ужесточившее правила пребывания иностранцев на территории Российской Федерации. Раньше мигранта с просроченными документами штрафовали и отпускали, теперь за нарушение миграционного законодательства сразу выдворяют из страны. Депортируемых из Московской области будет много (только за последние три месяца из региона выслали 6 тыс. человек), потому на ее территории до конца года появится спецприемник для мигрантов, способный одновременно вместить свыше 200 человек.
Только 28 из 550 имеющихся в Подмосковье рынков соответствуют требованиям закона. Остальные будут закрыты или перестроены. Массовой безработицы власти в этой связи не ожидают.
"Среди рыночных торговцев жителей области и вообще граждан РФ минимум, - утверждает Воробьев. - На несанкционированных рынках торгуют те же нелегальные мигранты. И не только торгуют. Недавно проводили рейд в одном из районов области - обнаружили семьи, которые живут на рынке по 16 лет".
В области уже закрыты 9 крупных рынков у МКАД, еще 9 ликвидируют до конца года. И ежедневно десятками закрываются небольшие базары, спрятанные в городах. Пока в качестве альтернативы жителям предлагают ярмарки выходного дня, которые появляются вместо базаров.
"А за три года мы приведем все сельхозрынки в цивилизованный вид, как, например, у "Экобазара" в Мытищах, - говорит Воробьев. - У нас принята программа по строительству 438 объектов розничной торговли, удовлетворяющих всем законным требованиям - в капитальных зданиях площадью от 350 метров, с лабораториями и санузлами. И на каждом новом рынке будут предусмотрены торговые места для тех, кто ведет личное подсобное хозяйство.
150 тыс. жителей области живут в ветхих бараках. В последнее время региональный бюджет ежегодно тратил на расселение ветхого жилья по 1 млрд рублей, обеспечивая новыми квартирами не более 2 тыс. переселенцев. При таких темпах дома иногда рушились быстрее, чем из них успевали выселить жителей, - последний такой случай произошел этой зимой в Красноармейске. После чего отношение к проблеме власти решили пересмотреть.
"Мы скорректировали 3-летнюю программу расселения ветхого жилья, увеличив ее финансирование до 10,5 млрд рублей, - подчеркнул врио губернатора. - Ставим задачу ежегодно переселять не менее 10 тыс. человек".
Власти области также объявили о готовности предоставлять инвесторам землю под ветхим жильем для коммерческого строительства, если в каждом таком доме часть квартир будет выделяться для расселения людей из бараков.
В области есть очень успешные муниципалитеты - например, городской округ Домодедово, который, невзирая ни на какие кризисы, ежегодно дает 30% экономического роста. А есть муниципальные образования, где вообще ни о каком росте не думают, потому что местная власть занимается перекладыванием проблем с одной головы на другую.
"Недавно были в Солнечногорске, - вспоминает Воробьев. - 800 жителей сидят в зале и хором возмущаются: этого в городе нет, то не работает. Встает глава города: "У меня полномочия на решение этих вопросов глава района забрал". Даем слово главе района: "Да, забрал, но у меня на них денег нет". А жители ко мне обращаются - снимите обоих, поставьте одного человека, но чтобы он отвечал за все".
Подобная же ситуация была в Можайске и Кашире. Проблема корректировки закона о местном самоуправлении актуальна не только для Московской области. Но именно Московская область первой из всех регионов страны готова провести административную реформу по объединению районов и поселений, где люди особенно недовольны взаимодействием местных властей, в единое муниципальное образование. Для этого нужно будет собирать референдумы, но, как говорит Воробьев, в Подмосковье не должно быть территорий, которыми управляют по принципу "это не мои полномочия и денег у меня ни на что нет".