Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 августа 2013 г.
Регистрационный N 29427
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию и эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пищевой продукцией, результаты лабораторных исследований качества и безопасности пищевой продукции, отмечаю, что в последнее время в Российской Федерации принимаются меры по предотвращению вредного воздействия данной продукции на здоровье населения.
Особое внимание уделялось реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502), одними из основных приоритетов которой являются:
- гармонизация с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;
- контроль за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации пищевых продуктов на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;
- совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
Ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исследуется около 2 млн. проб пищевых продуктов по санитарно-химическим и по микробиологическим показателям. Такая плотность контроля пищевых продуктов позволяет выявлять партии пищевых продуктов как отечественного, так и импортного производства, не соответствующие установленным гигиеническим нормативам и изымать эти продукты из обращения.
Вместе с этим, последние 5 лет прекратилось снижение и наблюдается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям (2012 год - 2,77 % и 4,75 % соответственно).
По отдельным субъектам Российской Федерации в 2012 году удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, значительно превышал среднероссийский уровень:
- по микробиологическим показателям: Ненецкий автономный округ -18,23%, Республика Саха (Якутия) - 11,87%, Новгородская область - 11,15%, Карачаево-Черкесская Республика - 11,0%, г. Москва - 9,89%, Республика Тыва - 9,72%, Магаданская область - 9,47%, Архангельская область - 9,21%;
- по санитарно-химическим показателям: Новгородская область - 9,83%, Республика Ингушетия - 9,30%, Ярославская область - 8,63%, Свердловская область - 7,34%, Курганская область - 6,53%, Владимирская область - 6,22%, Вологодская область - 6,10%.
За 2012 год по результатам проведенных надзорных мероприятий учреждениями Роспотребнадзора вынесены постановления о снятии с реализации 78409 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1506 тонн, в том числе импортных 5629 партий объемом около 166 тонн.
За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка при производстве и обороте пищевых продуктов в 2012 году уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора вынесено более 157 тыс. постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. руб.
В 2009 году, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249; 2009, N 18 (1 ч.), ст. 2140; 009, N 29, ст. 3601; 2009, N 48, ст. 5711; 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; 2010, N 18, ст. 2142; 2010, N 31, ст. 4160; 2010, N 31, ст. 4193; 2010, N 31, ст. 4196; 2010, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 23, ст. 3263; 2011, N 27, ст. 3880; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; 2012, N 26, ст. 3446; 2012, N 31, ст. 4320; 2012, N 31, ст. 4322; 2012, N 47, ст. 6402), изменились подходы к проведению надзорной деятельности: сокращено количество проверок, введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.
Так, за 5 лет более, чем в 3 раза сократилось число проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и оборотом пищевых продуктов.
На фоне снижения числа проверок более, чем в 2 раза уменьшилось число вынесенных протоколов об административном правонарушении и в 3 раза сократилось число лиц временно отстраненных от работы по постановлению уполномоченных должностных лиц Роспотребнадзора.
Серьезную тревогу вызывает бесконтрольное использование новых технологий, медикаментов, пестицидов при выращивании растений и содержании сельскохозяйственных животных, что уже привело к образованию новых высокоустойчивых к антибактериальным препаратам штаммов бактерий, которые способны привести к формированию стойких эпидемических очагов инфекционных заболеваний с тяжелым клиническим течением.
В последнее время в европейских странах участились случаи возникновения заболеваний и отравлений от употребления некачественной пищевой продукции в условиях недостаточного контроля за ее производством и реализацией.
Так, в декабре 2008 года в Ирландии и в январе 2010 года в Германии произошло загрязнение мясопродуктов диоксинами вследствие употребления сельскохозяйственными животными кормов, содержащих эти опасные химические соединения.
В период с апреля по июль 2011 года на территории стран Европейского союза был зарегистрирован эпидемический подъем заболеваемости, вызванный энтерогеморрагической кишечной палочкой E.coli 0104 - Н4, которая представляет собой высокоустойчивый к антибиотикам реассортант с энтероаггрегативными вариантами кишечной палочки. За указанный период в европейских странах переболело более 3 тысяч человек, около 50 случаев заболеваний закончились летальным исходом. Несмотря на официальное объявление об окончании эпидемии, причины и условия формирования очага нельзя считать установленными, а следовательно сохраняется настороженность в отношении этой опасной инфекции.
В октябре 2011 года в Финляндии зарегистрированы случаи заболеваемости ботулизмом, связанных с употреблением в пищу "Био оливок", фаршированных миндалем и расфасованных в стеклянные банки.
В Германии в сентябре 2012 года было зарегистрировано более 11 тыс. случаев острого гастроэнтерита у детей. По результатам проведенных Институтом Роберта Коха исследований вероятным фактором передачи инфекции явилась замороженная клубника, завезенная из Китайской Народной Республики. Окончательные причины формирования эпидемического очага не установлены.
В Чешской Республике и Республике Польша также в сентябре 2012 года регистрировались летальные случаи от отравления алкогольной продукцией, содержащей метанол.
В марте 2013 года в Бельгии при осуществлении производственного контроля в замороженном копченом беконе была обнаружена Listeria monocytogenes.
В странах Европейского союза в 2013 году расследовались случаи попадания конины в продукцию из говядины, содержащей ветеринарный препарат фенилбутазон.
Выявление пищевой продукции, опасной для здоровья, и регистрация заболеваний связанных с употреблением в пищу таких продуктов, отмечается и в других странах, кроме стран Европейского союза.
В 2006 году был приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации и оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия в связи с выявлением большого удельного веса проб, не отвечающих установленным требованиям по физико-химическим и органолептическим показателям.
В Китайской Народной Республике в сентябре 2008 года зафиксировано 294 000 случаев мочекаменной болезни у новорожденных в связи с употреблением молочных смесей, загрязненных меламином.
В сентябре 2011 года в КНР выявлено использование на свиноводческих фермах при производстве свинины препарата кленбутерол. Употребление в пищу мяса животных, содержащего данный препарат, негативно сказывается на здоровье человека.
В КНР в мае 2013 года пресечено изготовление и реализация под видом полуфабрикатов из говядины и баранины мясных полуфабрикатов с использованием мяса крыс и лисиц, являющихся природным резервуаром возбудителей ряда опасных инфекционных заболеваний, таких как бешенство, чума, туляремия, тиф, сальмонеллез, лептоспироз и других.
В октябре 2011 года в гранатах, производства Египет, выявлено превышение максимально-допустимых уровней содержания пестицида фенпропатрина (fenpropatrine).
В период с 28 января по 2 мая 2012 года среди населения США зарегистрировано 258 случаев заболеваний, вызванных сальмонеллами. По данным эпидемиологического расследования, проводимого Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) и Агентством по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA), групповая заболеваемость связана с употреблением блюд, приготовленных из желтоперого тунца. Вероятным фактором передачи явились суши и роллы, при приготовлении которых мясо тунца не проходит термическую обработку.
В рисовой каше (безмолочной, растворимой) для питания детей с 4 месяцев под торговой маркой "REMEDIA" (Израиль) в марте 2012 года обнаружены бактерии Enterobacter (Cronobacter) sakazakii.
Имели место случаи ввоза на территорию Российской Федерации пищевой продукции, не отвечающей обязательным требованиям, и регистрация на территории Российской Федерации заболеваний связанных с употреблением в пищу таких продуктов.
В период с 02.11.2011 по 13.01.2012 в Иркутской области было зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза (возбудитель Salmonella Oranienburg), при употреблении молочной смеси для детей от рождения до 6 месяцев "Дамил 1" Люкс (Бельгия).
В марте 2012 года приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации сыров украинских производителей в связи с нарушением обязательных требований, связанных с защитой прав потребителей. Данная продукция не соответствовала установленным требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2801; 2010, N 30, ст. 3994) по содержанию растительных жиров и указанию информации об их наличии на этикетке продукта.
В Российской Федерации также имелись случаи выявления пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям.
Так, в ноябре 2011 года в аджике обнаружен краситель Судан 1, не разрешенный для применения в пищевой промышленности и используемый для фальсификации специй и пряностей, а также продуктов их переработки с целью придания им более интенсивной окраски.
В июле 2010 года в Омской области ходе эпидемиологического расследования было установлено, что туши конины с фермы частного предпринимателя, где люди заразились сибирской язвой, поставлялись на мясоперерабатывающее предприятие для изготовления фарша для пельменей. В соответствии с Решением Арбитражного суда Омской области было уничтожено более 165 тонн особо опасной продукции - зараженных сибирской язвой пельменей, изъятых из торговой сети в Омской области и других регионов страны.
Роспотребнадзором принимались меры по недопущению поступления на потребительский рынок Российской Федерации указанной продукции. В соответствии с правовыми актами Евразийской экономической комиссии компетентные органы Республики Беларусь и Республики Казахстан были проинформированы о принимаемых мерах.
Вышеизложенные примеры свидетельствуют, что ситуация складывающаяся в ряде стран, в том числе Европейского союза, требует пересмотра системы организации контроля и надзора за производством и оборотом пищевых продуктов. Существующие в них механизмы контроля за пищевыми продуктами, основанные на экономических принципах, показали несостоятельность системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и не отвечают целям своевременного реагирования на возникающие угрозы.
Участие Российской Федерации в процессах международной экономической интеграции, вступление во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и членство в Таможенном союзе, также вызывает опасение вследствие возможного поступления на территорию Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции.
Все вышеизложенное отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества для противодействия угрозам, которые не только способны принести серьезный вред здоровью населения, но и подорвать продовольственную безопасность страны.
Роспотребнадзор является контактным пунктом Системы Европейской комиссии быстрого уведомления по качеству продуктов питания и кормов (RASFF) и Международной сети ВОЗ органов по безопасности пищевых продуктов ВОЗ (ИНФОСАН). В связи с этим информация о выявлении пищевых продуктов опасных для здоровья человека в других странах поступает непосредственно в Роспотребнадзор по электронным каналам связи.
Вместе с этим в настоящее время в рамках международного сотрудничества между странами-участниками Таможенного союза не налажен в полном объеме обмен информацией о выявлении на таможенной территории Таможенного союза пищевых продуктов, не соответствующих установленным обязательным требованиям качества и безопасности.
В рамках присоединения к ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательство разрабатывать соответствующие санитарные нормы, в том числе и уполномоченными органами Евразийской экономической комиссии, в соответствии с соглашениями ВТО.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 2008 года осуществляется сотрудничество с Генеральным директоратом Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей (DG SANCO) по вопросам безопасности продуктов питания, включая гигиеническое нормирование содержания остаточных уровней пестицидов, ветеринарных препаратов и других контаминантов в пищевой продукции.
При этом как в документах Российской Федерации, так и Евразийской экономической комиссии по гармонизации требований по безопасности пищевых продуктов заложен единый принцип: в случае, если санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования являются более ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска жизни или здоровью человека, применяются международные стандарты.
Вместе с этим необходимо учитывать, что действующие европейские нормативы в части контроля соблюдения безопасности пищевой продукции созданы с учетом интересов экономики, а не охраны здоровья человека.
С учетом этого, Российская Федерация оставляет за собой право сохранения отечественных нормативов по содержанию остаточных количеств ряда химических веществ в продуктах питания. В частности, подготовлены научные обоснования по оценке риска здоровью населения при поступлении рактопамина и антибиотиков тетрациклинового ряда с пищевой животноводческой продукцией.
В этой связи значительно активизировалось участие экспертов Роспотребнадзора в работе Комиссии "Кодекс Алиментариус", ответственной за выработку международных стандартов на пищевую продукцию с целью защиты здоровья населения и обеспечения справедливой практики торговли.
В связи с вышеизложенным, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 и ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069, 2012, N 26, ст. 3446) постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции:
1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью пищевой продукции, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;
1.2. Совершенствование системы организации контроля безопасности пищевой продукции, включая создание современной технической и методической базы;
1.3. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области качества и безопасности пищевой продукции.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать разработать региональные программы по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в рамках своих полномочий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2005, N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 14, ст. 1458; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 29; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4596).
3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию пищевой продукции:
3.1. Принять исчерпывающие меры по соблюдению на объектах, осуществляющих производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию пищевой продукции, предъявляемых к ним обязательных требований;
3.2. Обратить внимание на обеспечение организации и проведения производственного контроля при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании) и реализации пищевой продукции, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
3.3. В случае выявления пищевой продукции, несоответствующей установленным требованиям, принимать меры по изъятию данной продукции из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.
4. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора совместно с Управлением организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзора подготовить предложения в Евразийскую экономическую комиссию по совершенствованию обмена информацией о выявлении на таможенной территории Таможенного союза пищевых продуктов, не соответствующих установленным обязательным требованиям качества и безопасности, с использованием информационных электронных систем и технологий.
5. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора совместно с Правовым управлением Роспотребнадзора проанализировать правоприменительную практику осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за исполнением обязательных требований при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции и подготовить предложения по ее совершенствованию.
6. Управлению защиты прав потребителей Роспотребнадзора совместно с Правовым управлением Роспотребнадзора проанализировать правоприменительную практику осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и подготовить предложения по ее совершенствованию.
7. Управлению эпидемиологического надзора Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию) актуализировать нормативно-методические документы по эпидемиологическому расследованию очагов инфекционных заболеваний с реализацией пищевого фактора передачи инфекций.
8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию) продолжить работу по взаимодействию с международными организациями, в том числе с Комиссией "Кодекс Алиментариус", по участию российских экспертов в разработке международных стандартов на пищевую продукцию.
9. Главному врачу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию):
9.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований пищевой продукции, разработать и представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации;
9.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации по освоению новых методов контроля качества и безопасности пищевой продукции.
10. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью пищевой продукции:
10.1. Обеспечить готовность проведения лабораторных исследований качества и безопасности пищевой продукции;
10.2. Проанализировать обеспеченность современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевой продукции;
10.3. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевой продукции, и освоению новых методов контроля ее качества и безопасности;
10.4. Принять меры по обучению специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности пищевой продукции.
11. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
11.1. Провести анализ заболеваемости населения по группам инфекционных заболеваний, связанных употреблением пищевой продукции, определить факторы риска и внести соответствующие коррективы в существующие планы и программы;
11.2. Проанализировать результаты правоприменительной практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за исполнением обязательных требований при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции и принять меры по повышению ее эффективности.
11.3. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей при производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировании), реализации и утилизации пищевой продукции в пределах их компетенции.
11.4.0 выполнении данного постановления доложить в Роспотребнадзор с отчетами о деятельности по итогам работы в 2013 году.
12. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Г. Онищенко