На острове Лидо откроется 70-й международный Венецианский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль (Мостра) снова отмечает юбилей: - он 70-й. А в прошлом году он отметил свое 80-летие.

Разнобой обусловлен большим перерывом на Вторую мировую войну и переформатированием фестиваля, основанного Муссолини, из идеологически подмоченного пропагандистского кинопарада в самый эстетский киносмотр мира.

К середине нулевых фестиваль начал увядать: ему тесно на острове Лидо, он лишен притока зрителей и стал резервацией для профессионалов. Допинг появился в лице молодого и очень амбициозного фестиваля в Риме, который с первых же шагов решил перехватить у дряхлеющей Венеции пальму первенства. Появилась конкуренция - мотор прогресса, и, судя по планам 70-й Мостры, соперник заставил дирекцию засучить рукава.

Во-первых, прорвана блокада укоренившегося на Лидо тотального "артхауса", и Мостра впервые откроется остросюжетным фантастическим 3-D фильмом-аттракционом Альфонсо Куарона "Гравитация" с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в ролях терпящих бедствие астронавтов. Главный конкурс выглядит непривычно пестрым: рядом с игровыми картинами наличествуют несколько документальных, а также новинка от японского аниматора Хайао Миядзаки "Ветер крепчает" - рукотворный мультик об авиаконструкторе времен Второй мировой. Впрочем, анимация уже давно пробила дорогу в игровые конкурсы крупнейших фестивалей. В 2001-м в Берлине взяли "Золотого медведя" "Унесенные призраками" того же Миядзаки, его сказка "Рыбка Поньо на утесе" была в конкурсе Венеции, в Канне засветился первый компьютерный "Шрек". В конкурсе Мостры также наблюдается отклонение от монополии артхауса - в частности, ожидается фантастический триллер Джонатана Глэйзера "Побудь в моей шкуре" со Скарлетт Йоханссон в роли пришелицы-людоедки. Но и авторское кино представлено богато. Правда, и оно сработано на стыке с аттракционом - чтоб не очень скучали зрители. Из наиболее интригующих названий - "Теорема Зеро" Терри Гиллиама с Кристофом Вальцем в роли компьютерного гения, "Филомена" Стивена Фрирза с Джуди Денч, "Бродячие псы" Цай Минляна и "Мебиус" Ким Ки Дука - по отзывам прессы, картина превосходит по натурализму его увенчанный венецианским "золотом" фильм "Пьета" и тем уже вызвала скандал у себя на родине. Российских фильмов, вопреки обыкновению, в конкурсе нет. В целом, предупреждает директор Альберто Барбера, программа снова выдержана в мрачных тонах - мировое кино истекает пессимизмом.

Приметная юбилейная новинка - спецпроект "Будущее. Перезагрузка". Семидесяти крупнейшим режиссерам мира предложено за 60 - 90 секунд выразить свое видение будущего кинематографа. Среди избранных - Атом Эгоян, Аббас Киаростами, Бернардо Бертолуччи, Ким Ки Дук, Цзя Джанке, Апичатпонг Вирасетакул, Шекхар Капур, Уолтер Сэллес; от России в роли футурологов выступают Алексей Федорченко (он покажет "Атавизм"), Алексей Герман-мл. ("500 дней вперед") и Марлен Хуциев - в короткометражке In perpetuum infinituum мастер использовал материалы своего незаконченного фильма "Невечерняя", производство которого трагически затянулось.

Самое примечательное нововведение директора Барберы - программа "Венецианская классика". В ней фестиваль представит документальные ленты о кинематографе, а также отреставрированные фильмы разных лет - такие как "Туманные звезды Большой Медведицы" Лукино Висконти (1965), "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" Нагисы Осимы (1983), "15 августа" Шанталь Акерман (1973), "Помнишь ли ты Долли Белл?" Эмира Кустурицы (1981), "Руки над городом" Франческо Рози (1963), "Пайза" Роберто Росселлини (1946), "Человек-зверь" Жана Ренуара (1938), "Таинственный полуденный объект" Апичатпонга Вирасетакула (2000) и другие. Россию здесь представляет отреставрированный фондом "Открытый мир" шедевр Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Все эти фильмы, которые можно отнести к киноклассике, будут состязаться между собой, и жюри "Венецианской классики", сформированное из 28 студентов киношкол Италии, присудят призы в секциях игрового и документального кино. Жест этот можно считать знаковым: фестиваль подчеркивает вечную актуальность классики, дает фильмам новую громкую премьеру и шанс побороться на приз. Выбор для жюри будет трудным и обозначит, что из прошлого кинематографа кажется молодым наиболее жизнеспособным. То есть эта программа носит отчетливо исследовательский характер, и еще вопрос, кто кого здесь экзаменует: жюри - классиков, или проверенные временем шедевры - своих молодых судей.

В последние годы Мостра обзавелась своим, пусть и небольшим, кинорынком. Российский стенд на нем вновь курирует Роскино, а после окончания работы рынка его команда во главе с Екатериной Мцитуридзе перелетит через океан в Торонто, где на крупнейшем фестивале Северной Америки представит фильмы "Восьмерка" Алексея Учителя и "Майор" Юрия Быкова.

Среди почетных гостей Мостры - 87-летний польский классик Анджей Вайда, которому в день премьеры его документального фильма "Валенса. Человек надежды" будет вручен приз Persol, и 82-летний итальянский мастер Этторе Скола. Автор "Бала" покажет, также вне конкурса, документальную ленту "Это странное имя Федерико", снятую к 20-летию со дня ухода великого Феллини, и получит приз "Glory", которым награждают режиссеров, внесших в мировое кино инновационный вклад.

Несомненной инновацией Мостры можно считать ее Sala Web - онлайн-зал, который второй раз даст возможность зрителям всего мира смотреть на сайте фестиваля www.labiennale.org фильмы программы "Горизонты" с английскими субтитрами одновременно с их премьерой на острове Лидо.

Жюри главного конкурса возглавит Бернардо Бертолуччи, в жюри конкурса "Горизонты" будет работать популярная в Италии российская актриса Ксения Раппопорт, в судейскую коллегию конкурса дебютов вошел Алексей Герман-мл.
Фестиваль пройдет с 28 августа по 7 сентября.