Новости

26.08.2013 00:43
Рубрика: Экономика

Академия встает на крыло

Авиастроители и ученые вместе развивают научный потенциал отрасли
Российская академия наук сейчас решает важнейшую задачу по активному внедрению результатов научных исследований в практические технологии. Хороший пример востребованности прикладных наработок - авиастроение.

Отечественное авиастроение является одной из немногих отраслей промышленности, где сотрудничество с Российской академией наук расширяется как в области фундаментальных, так и в области прикладных исследований. Причем в дополнение к списку традиционных институтов профильной науки - партнеров Объединенной авиастроительной корпорации: Центральному аэрогидродинамическому институту им. Жуковского (ЦАГИ), Центральному институту авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всероссийскому научно-исследовательскому институту авиационных материалов (ВИАМ), постоянно добавляются новые академические институты. "Российская академия наук помогает добиваться превосходства нашей продукции по параметрам эффективности разработки по сравнению с иностранными конкурентами", - отмечает президент ОАК Михаил Погосян.

Совместная работа авиастроителей и ученых реализуется через несколько форм сотрудничества. Еще в 2001 году ОКБ "Сухого", входящее сейчас в ОАК, заключило соглашение с Институтом теоретической и прикладной электродинамики (ИТПЭ) РАН. В рамках этого соглашения был проведен ряд фундаментальных и прикладных исследований по природе рассеивания электромагнитных волн, созданию новых материалов и отработки средств обеспечения электромагнитной совместимости на фрагментах конструкции аппаратов. Также исследовались детали со специальными композиционными покрытиями в безэховых камерах. Разработанные и испытанные в лабораториях ИТПЭ РАН технологии и материалы уже используются как в гражданской авиации, так и при разработке и строительстве всех новых типов военных самолетов. Благодаря уникальному комплексу ученые смогли сделать десятки открытий не только в авиастроении, но и медицине, а также в области нанотехнологий.

"Я бы отметил большое прикладное значение нашей работы с авиастроителями как для гражданской, так и для военной авиации. Институт сумел привлечь лучшие научные кадры из разных городов страны, кроме того, у нас работают десятки молодых аспирантов и выпускников лучших технических вузов - МФТИ и МИФИ. Молодые ученые чувствуют себя востребованными", - говорит директор Института теоретической и прикладной электродинамики, академик РАН Андрей Лагарьков.

Оптимизации сотрудничества с академической наукой и ускорению внедрения в промышленность новейших теоретических разработок содействует недавно созданный Научно-технический центр ОАК. "Мы взяли на себя проблему доведения идей и знаний, рожденных в РАН, усовершенствованных отраслевой наукой, в промышленность", - говорит директор центра Владимир Каргопольцев. Основная задача центра - поиск и внедрение на практике (использование в авиастроении) конкретных идей. Обычно опытно-конструкторские разработки ученых не используются на практике именно потому, что в силу разных причин у ученых и промышленников не доходят руки до их воплощения - проведения натурных испытаний, адаптации к промышленному производству. Специалисты ОАК взаимодействуют с коллегами из РАН по нескольким десяткам проектов - от снижения уровня шума самолетов и переводу гражданских самолетов на электрическое шасси до исследований о развитии мирового авиастроения к середине этого века. При этом активно изучается зарубежный опыт, а он очень интересен.

К примеру, организация корпоративной науки в Boeing имеет централизованный характер. Вся полнота ответственности возложена на главного директора по технологиям (Chief Technology Officer), являющегося старшим вице-президентом компании по проектированию, оперативному управлению и технологиям. В его подчинении находятся следующие основные подразделения: научно-исследовательский центр Phantom Works, Департамент информационных технологий и Департамент по управлению интеллектуальной собственностью. Основная задача центра Phantom Works заключается в предоставлении перспективных системных решений и прорывных технологий с целью совершения прорыва в сфере эффективности, качества и сокращения затрат. Сотрудники НИЦ Boeing работают практически во всех структурных подразделениях корпорации, что при условии современных информационных технологий позволяет вести одновременно более 350 разноплановых НИОКР, как в интересах компании, так и сторонних организаций.

Очевидно, отечественная наука и авиастроение в дальнейшем будут укреплять свое сотрудничество. Условия разработки новых лайнеров становятся с каждым годом жестче: нужны новые материалы, топливные элементы, да и проектирования самолета благодаря компьютерным технологиям сократились в последние годы с традиционных 10-15 лет до 5-7.

Результаты выполненных работ помогут сформировать новую базу знаний авиастроения, которая будет основана на новых принципах интеллектуальной поддержки процесса проектирования. Все это создаст необходимые предпосылки выхода авиастроения России в число ведущих производителей авиационной техники.