Новости

26.08.2013 00:42
Рубрика: Экономика

Звездолет меняет облик

Главная космическая премьера авиасалона
РКК "Энергия" представляет пилотируемый транспортный корабль нового поколения. Основная "рабочая лошадка" отечественной космонавтики пилотируемый корабль "Союз" и его транспортный вариант "Прогресс" устарели как морально, так и физически. Неудивительно, ведь облик корабля был сформирован полвека назад. И хотя "Союз" постоянно модернизировался, его потенциал себя фактически исчерпал.

Над новым пилотируемым кораблем в инициативном порядке начали работать в конце 1980-х годов, когда стало ясно, что проект "Буран" закроют. В 1994 году была подана патентная заявка на возвращаемую маневрирующую капсулу с веретенообразным несущим теплоизолированным корпусом с затуплённой носовой частью. В процессе работы над проектом облик корабля изменился, он стал напоминать "Буран" и получил имя "Клипер".

В отличие от "Союза", способного поднять на орбиту не более 200 кг полезного груза, "Клипер" мог выводить в космос 700 кг, а возвращать 500 кг. Пилотируемый вариант был рассчитан на шесть космонавтов.

В 2003-2004 годах интерес к "Клиперу" проявило Европейское космическое агентство. ЕКА даже объявило, что готово финансировать проект. Но дальше обещаний дело не пошло, и в России денег тоже не нашлось. К середине 2006 года все работы по "Клиперу" были свернуты. Однако труд даром не пропал, многие ноу-хау, которые не удалось реализовать в "Клипере", воплотились в ПТК-НП - пилотируемом транспортном корабле нового поколения, названном "Русь".

Это действительно корабль нового поколения, который придет на смену "Союзам" и "Прогрессам". Планируется его использование в качестве корабля, доставляющего людей и грузы на МКС, выполняющего самостоятельные полеты на околоземной орбите и даже для пилотируемых полетов к Луне и Марсу. Внешне он похож уже не на "Буран", а на разрабатываемый в США пилотируемый корабль "Орион", хотя, конечно же, у российского аналога совершенно оригинальная конструкция.

Корабль представляет собой многоразовую возвращаемую капсулу. Длина ее около шести метров, диаметр корпуса - более четырех метров. Пилотируемая кабина рассчитана максимум на шесть космонавтов. Кстати, управлять кораблем способен один человек.

При экипаже в шесть человек ПТК-НП может доставлять на орбиту не менее 500 кг и столько же возвращать обратно. При уменьшении экипажа масса груза, естественно, увеличивается. В конструкции корабля широко применены композиционные материалы, а также особо прочные алюминиевые сплавы. Прототип корабля демонстрировался на авиасалоне МАКС-2011. На нынешнем авиасалоне представлен практически окончательный вариант корабля.

В ПТН-НП реализовано множество революционных технических решений, и он имеет все шансы оказаться по своим характеристикам лучше американского "Ориона". Но самое интересное, пожалуй, в другом. Впервые в истории отечественной космической промышленности к проектированию были привлечены люди, совершенно далекие от космонавтики - группа технических дизайнеров во главе с Владимиром Пирожковым. Но без них не получилось бы того, что получилось. ПТН-НП стал не просто функциональным с инженерной точки зрения, он стал удобным для работы и просто красивым. А началось все на МАКС-2011.

В 2011 году Пирожков получил небольшой контракт на строительство стенда РКК "Энергия". В то время еще не существовало окончательной концепции ПТН-НП, и Владимир предложил сделать чисто дизайнерский концепт-макет - Concept-Spacecraft. Наподобие того, что делают автомобилестроители, периодически выставляя различные концепт-кары на всеобщее обозрение. Получилось красиво. Всем, кто посещал павильон "Космос", в том числе высоким гостям, Concept-Spacecraft нравился и внешним видом, и внутренним интерьером.

После завершения МАКС-2013 руководство РКК предложило дизайнерской студии Пирожкова принять участие в работах над созданием интерьера ПТН-НП. Предложение было с удовольствием принято. Не все сначала одобрили призыв людей со стороны. Понятно, над космическими кораблями исторически работали настоящие инженерные профи, которым казалось, что они тоже смогут сделать и функционально и красиво. Однако когда стали оценивать тот интерьерный облик, который создавался собственными силами и то, что рисовали люди со стороны, мнение изменилось. Профессиональные дизайнеры могли придать обычной ручке управления настолько удобный и даже красивый вид, что ею хотелось просто любоваться, а взяв макет ручки, как говорили инженеры-разработчики, не хотелось ее выпускать - она просто ласкала ладонь. И это лишь один пример. Владимир Пирожков стал полноправным членом большого конструкторского коллектива, работающего над космическим кораблем будущего. И доверие оправдал.

Насколько красив и функционален перспективный космический корабль, может оценить любой посетитель МАКС-2013 в павильоне "Космос".

Экономика Транспорт Авиатранспорт МАКС-2013