"РГ" узнала, когда в Осетии построят федеральный горнолыжный курорт

Более полумиллиарда рублей должны вложить до конца этого года в строительство всесезонного горно-рекреационного комплекса "Мамисон", входящего в туркластер СКФО. Как сообщили в министерстве финансов РСО-Алании, из них 99 миллионов пойдут на завершение работ по энергетике и 424 миллиона рублей будут затрачены на строительство подъездных путей. Что стоит за этими сухими цифрами, корреспонденты "РГ" выяснили на месте.

Дорога до самого Мамисонского ущелья на удивление хороша: новенький асфальт. Гравийка начинается от селения Нижний Зарамаг и тянется на почти 19 километров. Двигаясь, мы насчитали четыре новых моста, два еще возводятся.

- Это уже готовая трасса четвертой технической категории. Дорогу третьей категории (асфальт) сделают уже после строительства самого курорта, иначе ее разобьет тяжелая техника, - объясняет наш провожатый Алексей Медведев, начальник отдела развития территории комитета по туризму и курортному делу РСО-Алании.

Останавливаемся, чтобы побеседовать с дорожными рабочими. Они укрепляют склоны бетонным ограждением, чтобы осыпные процессы не влияли на трассу. Одновременно сверху, вдоль старой Военно-осетинской дороги энергетики заканчивают установку ЛЭП. Электричество к будущему курорту будет подаваться двумя линиями - основной и резервной. Дорожники рассказали, что трудятся вахтовым методом весь световой день, в любую погоду, без выходных: в горах лето короткое. Заработками все оказались довольны. Средняя зарплата разнорабочего за двухнедельную вахту - 25-30 тысяч рублей. Сдельщики получают в два раза больше. Сейчас на объекте порядка 100 дорожников, живущих в вагончиках в лагере. Мы также выяснили, что от "Мамисона" до аэропорта и железнодорожного вокзала будет всего 100 километров.

Едем дальше. По пути то и дело попадаются разрушенные средневековые села с остатками боевых и сторожевых башен. Несколько разноцветных палаток мы заметили по берегам горной речки.

- К родникам все лето приезжают туристы и пытаются самостоятельно лечиться минералкой. На курорте, надеемся, будет присутствовать и бальнеология. Грех не использовать источники, изобилующие в этих местах, их порядка пятнадцати, - отмечает Медведев. - Два из них - Тиб-1 и Тиб-2 - с уже утвержденными запасами. Вода первого положительно влияет на желудочно-кишечный тракт, второго - на мочеполовую систему.

Возле древнего горного селения Лисри разглядываем остатки православного храма, который, как утверждают местные жители, первым появился на территории России. А вот на склоне и центр будущего курорта - старинная деревня Калак. От нее 218 горнолыжных трасс и 79 подъемников будут уходить вправо вверх по ущелью. Еще выше - Зарамагский ледник, на который специалисты имеют виды для летнего катания. Самая высокая точка лыжни будет находиться в вечных снегах на высоте 4060 метров. Вся инфраструктура развлечений и отдыха протянется по правой стороне ущелья. По левой уже проходит самый высокогорный в мире газопровод Дзаурикау-Цхинвал, поэтому она не будет задействована для катаний.

Пешком поднимаемся почти до Лисри и наслаждаемся обзором сверху.

- Вот на той поляне будут приемные пункты, парковки для авто, площадки для автобусов и другого транспорта. Вся эта территория вдоль ущелья будет застроена деревнями, - рассказывает наш провожатый. - Курорт сможет предложить широкий выбор разных видов спорта и досуга: от круглогодичного горнолыжного катания, парапланеризма, пешего туризма и скалолазания до медитативного созерцания великолепных гор и пейзажей.

Концепция застройки предусматривает поэтапное возведение четырех  комплексов - деревень "Лисри", "Козыком", "Згил" и "Зруг" с территориями для катания. В Мамисонском ущелье построят три очереди курорта. Четвертая будет в Зругском ущелье, что за хребтом. Там еще ничего не делается. Курорт сможет принимать более 36000 человек в сутки. В деревнях будет 28070 спальных мест (из них 15150 в отелях, 4290 - в коттеджах, 8630 - в апартаментах), 38 ресторанов на 6400 мест, 11 магазинов и два Спа-центра.

Внизу, в селении Камцхо, мы познакомились с живущей рядом со стройплощадкой семьей. 60-летний Георгий Рамонов рассказал, что он, его шестеро братьев, также родители, деды и прадеды - все родились здесь, в старом доме, представляющем сейчас каменные развалины. Рядом династия соорудила деревянное помещение и приезжает периодически - кто отдохнуть, а кто на лето, как например Владимир Рамонов, разводящий пчел и живущий продажей горного меда. Место тут для насекомых самое благодатное - девственные альпийские луга, много цветов и солнца. Впрочем, Георгий утверждает, что живет в этом доме даже зимой с 85-летней матерью, которая не хочет никуда уезжать. Электричество есть, чистая вода течет с гор, картошка и зелень растут в огороде, молоко и мясо - "свои" (держат скот), пенсию получают. А что еще для жизни надо?

Владимир Рамонов предлагает попробовать мед: "Такого вы нигде не возьмете. Разнотравье, идет нарасхват!". Трехлитровая банка - две тысячи рублей.

- Дорого продаете.

- Дорого!? А транспортные расходы во что обходятся? Я за девять тысяч перевез из Алагира сюда свою пасеку! - возмутился пасечник.

Братья рассказали, что пока их никто не трогает, но если будут выселять, они не уйдут: "Это наша земля, мы здесь родились, и наши деды, и прадеды. Вот святилище древнее языческое аланов - Рамоновых, Муравовых, Гаевых - всех, кто здесь жил (показывают каменное сооружение). Внуки и правнуки летом приезжают сюда. Такого воздуха нигде нет, рядом - нарзанные источники. Мы все ждем, что дальше будет. Дом снести не дадим. Если будут претензии к его виду, мы его за месяц в игрушку превратим!"

- И все-таки, это хорошо, если построят курорт. Люди, которые раньше здесь жили, всегда мечтали о том, чтобы в этой глуши что-то построили. С другой стороны, мусора будет много. Пока Мамисонское ущелье самое чистое, потому что неосвоенное. А теперь уже и пакеты, и бутылки пластиковые валяются, - рассуждает третий Рамонов, Руслан, устроившийся дорожником. Он приглашает нас в рабочую столовую.

На обед дают рассольник, гуляш с гречкой, овощи и кисель. Повар Руслан Чальдиев накладывает огромные порции. Впрочем, некоторые все равно обращаются за добавкой и нахваливают мастерство кулинаров.

- Трехразовое питание обходится в сумму около двухсот рублей. Меню ежедневно меняем, продукты заводим раз в пять дней. Питание и проживание - за счет предприятия, эти деньги с рабочих не высчитывают, - рассказал повар. - Кормим всех, кто трудится на объекте: бульдозеристов, водителей, грейдеристов, экскаваторщиков, крановщиков, строителей, бетонщиков и других. Дисциплина в лагере железная и сухой закон. Каждое утро перед выходом на работу врач в присутствии замглавного инженера проверяет всех на наличие алкоголя. Заметят - свободен.

Дорожники съехались со всего Юга России. Список кандидатов на трудоустройство  большой, но вакансий нет. Как отметили на предприятии, фронт работы скоро будет расширяться, появятся новая техника, а, значит, и потребность в кадрах.

В июле Мамисонское ущелье посетил генеральный директор ОАО "Курорты Северного Кавказа" ("КСК") Сергей Верещагин.

- Нам очень важен и нужен этот проект. До конца года необходимо принять все необходимые технические проектные решения, чтобы уже с 2014 года на площадке была развернута активная стадия строительства, - заявил он.

Верещагин отметил, что к реализации проекта готовы подключиться французские партнеры "КСК" - компания  Compagnie des Alpes (мировой лидер в управлении горнолыжными курортами, управляет 15 курортами, которые ежегодно посещают порядка 20 миллионов человек). По словам главы компании, в сентябре планируется визит французских экспертов на Мамисон. Важный вопрос, в котором "КСК" рассчитывает на продуктивное взаимодействие с зарубежными партнерами, - привлечение инвестиций.

По мнению полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина,  сегодня в ключевом для Кавказа направлении - развитии туризма - самыми успешными являются "Архыз" и "Мамисон". Другие регионы показывают пока крайне низкий уровень подготовки территорий. На встрече полпреда с Сергеем Верещагиным и ректором Северо-Кавказского федерального университета Алиной Левитской обсуждались вопросы целевой подготовки специалистов для будущих горных курортов. По мнению Верещагина, реализация связанных со строительством курортно-рекреационных комплексов инфраструктурных проектов на Северном Кавказе должны ложиться на плечи высококвалифицированных специалистов из различных сфер экономики, знакомых с мировыми тенденциями и стандартами. Теперь их обучение возьмет на себя федеральный университет. "Это и топ-менеджеры, и отельеры, и специалисты в области малого и среднего бизнеса, которые также будут активно участвовать в реализации проектов", - подчеркнул Верещагин.

В свою очередь, Алина Левицкая отметила, что "…надо назвать еще и тех специалистов, которые будут предлагать очень высокого уровня содержательный отдых - знакомить с культурой и ментальностью Кавказа. И поэтому предстоит подготовить большую группу ребят, которые будут организовывать всю инфраструктуру культурного досуга. Историки, социологи, этнографы с обязательным знанием языков".

Комментарий

Олег Карсанов, председатель комитета по туризму и курортному делу РСО-Алании:

- У нас есть заключение ведущих мировых специалистов о том, что в Мамисонском ущелье можно построить круглогодичный горнолыжный курорт международного класса. По трехстороннему соглашению, подписанному муниципалитетами, администрацией региона и Минэко, земли будущего курорта переданы в управление департамента особых экономических зон (ОЭЗ) Минэкономразвития России. Минэко, в свою очередь, назначила управляющую компанию этой территорией - ОАО "Курорты Северного Кавказа".  Задача республики была передать в управление "КСК" юридически "чистую" землю, решить вопросы с охраной памятников, проложить дорогу, подвести электричество, воду и газ. Мы свои задачи выполнили: площадка курорта готова для застройки, вся необходимая инфраструктура подведена. Кроме того, установлены три современные метеостанции, сейчас создаем собственную метеорологическую службу.

Грунтовая дорога на "Мамисон", прокладка которой завершается, обеспечит бесперебойную доставку стройматериалов для возведения внутренней инфраструктуры. На внешние коммуникации в рамках ФЦП "Юг России" затрачен один миллиард 700 миллионов рублей федеральных и республиканских средств. Теперь работу продолжит "КСК", отвечающая за внутреннюю инфраструктуру. В настоящее время создается генеральный план обустройства территории.

На территории ОЭЗ для резидентов будет действовать особая система льгот, включающая выделение госсредств на строительство инфраструктуры и первой очереди объектов, предоставление налоговых послаблений и снижение таможенных пошлин. В моем реестре 62 потенциальных инвестора. Как только закончат работы по планировке и утвердят генплан, организуем для них совместную с "КСК" конференцию, посвященную формированию пакета льгот и выработке механизма финансовых госгарантий.

Другое мнение

Валерий Торчинов, экс-председатель комитета по туризму и курортному делу РСО-Алании:

- По международным нормам на "Мамисоне" должно быть столько обслуживающего персонала, сколько отдыхающих. Но откуда в Осетии возьмутся три-пять тысяч профессиональных кадров? В Турции, например, на пятизвездочных курортах это соотношение вообще один к двум. Это первое. Второе - опыт мировой экономики свидетельствует: где нет внутреннего туризма, там и международный не сможет развиться. В Осетии внутреннего туризма, увы, нет. Третье. Горнолыжный курорт мирового уровня может состояться только в случае наличия там особого климата, создаваемого альпийскими лугами, хвойным лесом, горными вершинами и ледниками. Все горные курорты мира на этом стоят. Прославленных курортов с абсолютно голыми горами не бывает. А "Мамисон" - лысый. Раньше там росли сосновые леса, но были вырублены. Предложение засадить его сосной и лиственницей пока даже не обсуждаются. Да, Мамисонское ущелье - великолепный природный объект, подходит под курорт мирового уровня. Но его надо доводить до ума, только тогда он сможет стать рекреационным объектом. В Куршавеле посадили сосновые леса в 1960 году. А через 40 лет, когда они подросли, Куршавель стал великим курортом. Гостиницы без леса никому не нужны.

В этом ущелье очень сильные горные ветры. Проектом предусмотрена малая авиация - вертолеты МЧС и так далее. Я десятки раз подлетал к "Мамисону" со специалистами на "вертушке", но мы не могли сесть из-за ветров. Поэтому возле жилых комплексов необходимо установить защитные стены.

Наконец, нужна программа по развитию курорта. А ее нет, есть только проект по освоению средств. В Мамисонском ущелье очень много памятников истории, их необходимо привести в порядок. Как можно туристам показывать разваленные церкви и села? Я предлагаю вернуть в горные аулы фамилии, которые там когда-то жили. Они приведут в порядок свои дома: постройки и национальный колорит сохранят, и будут оборудованы современными удобствами.

И еще. Наш, когда-то великий "Цей", сейчас умирает. Как же республика, которая не в состоянии обустроить даже камерный курорт, сможет создать гораздо более масштабный?
 

Если все эти факторы не учесть, "Мамисон" будет нерентабельным и зачахнет.

Справка "РГ"

Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Мамисон" постановлением правительства РФ от 18.10.2010 вошел в туркластер из шести ОЭЗ на территории Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Республики Адыгеи, Кабардино-Балкарии, РСО-Алании, Дагестана. За реализацию проекта развития туристического кластера строительства стоимостью в 500 миллиардов рублей отвечает государственное предприятие ОАО "Курорты Северного Кавказа", акционером которого является государство в лице двух банков и ОАО "ОЭЗ". "КСК" планирует вложить в площадку 147 миллиардов рублей инвестиций. Ввод в эксплуатацию первой очереди курорта ("Деревня Лисри") намечен на 2016 год.