Степень самостоятельности регионов, по замыслу минфина, будет зависеть исключительно от доли федеральных дотаций в их бюджетах. Раньше ограничители "включались", если она превышала 20 процентов собственных доходов территории. С нового года планку снизят до 10 процентов.
Субъектам, попадающим в эту категорию, запретят устанавливать и финансировать обязательства, не закрепленные за ними Конституцией и федеральными законами, а заодно превышать установленные правительством нормативы оплаты труда госслужащих. Эти ограничения будут действовать и для регионов, где доля федеральных дотаций превышает 40 процентов. Их также обяжут подписывать и строго соблюдать соглашения с минфином о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и согласовывать проекты бюджетов. Вдобавок ко всему, они должны быть готовы к ежегодной проверке, которую проводит Счетная палата или Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Сейчас все эти меры применяются к территориям, бюджеты которых на 60 процентов зависят от федеральной помощи.
Лишь регионы, которые обходятся собственными доходами, смогут позволить себе относительную свободу. Им разрешат привлекать внешние заимствования и размещать временно свободные деньги казны на банковских депозитах.
"Поправки, подготовленные минфином, - часть борьбы за сбалансированность бюджетной системы, - комментирует "РГ" директор направления "Региональные и местные органы власти" S&P Борис Копейкин. - Федерация передает регионам обязательства, исполнить которые без дополнительных ресурсов невозможно. Но своих средств у большинства субъектов недостаточно. Федеральный центр, беря на себя обязанность оказывать поддержку, вполне логично оставляет за собой право устанавливать ограничения".
Что касается финансовой свободы, то вряд ли для регионов это большая жертва, - замечает эксперт. "Сейчас некоторые субъекты располагают возможностью привлекать внешние заимствования, но реально они есть только у Москвы и у Башкортостана. Другие регионы, по нашей информации, к этому интереса не проявляли", - заключает Копейкин.
Дмитрий Мирошниченко, эксперт "Центра развития" НИУ ВШЭ, добавляет, что финансовая самостоятельность большинству регионов может принести только вред. "Если вспомнить историю вопроса, то лет 15 назад субъекты пользовались большей свободой. В результате у многих возникла проблема с расчетом по своим обязательствам", - напомнил Мирошниченко.
В регионах к идее минфина отнеслись прохладно. В Ульяновской области соглашаются, что регионы должны стремиться получать как можно больше собственных доходов. Именно поэтому там пошли по пути предоставления серьезных налоговых преференций инвесторам, рассказал министр экономики области Олег Асмус. "Но сможем ли мы, потеряв самостоятельность, предложить инвесторам такие же условия? Сомневаюсь", - говорит чиновник.
Вице-спикер Заксобрания Карелии Сергей Пирожников полагает, что "финансовая автономия" для большинства регионов нереальна, поэтому они выберут поддержку центра. "Но тогда субъекты станут пассивнее в реализации собственной экономической политики", - констатирует Пирожников.
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский, в свою очередь, замечает, что ограничения, предлагаемые минфином, необходимы: всем известны примеры, когда чиновники получают бешеные деньги и катаются на дорогих авто, а регион еле сводит концы с концами. "Но я бы ждал от минфина не только этой инициативы. Если бы на местах оставалась достаточная доля налогов, необходимость в федеральной помощи сильно бы сократилась, а где-то и отпала совсем", - рассуждает он.
"Архангельская область выполняет рекомендации по оптимизации бюджета и повышению эффективности расходов", - добавляет председатель комитета Архангельского облсобрания депутатов по бюджету и налогам Андрей Бральнин. Но для реализации майских указов президента по повышению зарплат бюджетникам только собственными доходами не обойтись. Это подтверждают в Пензенской области. В 2013 году там получила экономию за счет сокращения расходов в 3,1 миллиарда рублей и допдоходы в 300 миллионов рублей, но на повышение зарплат бюджетникам не хватает более 10 миллиардов рублей, сообщила исполняющий обязанности министра финансов области Любовь Финогеева.