Осенью Госдума рассмотрит дополнения в Гражданский кодекс (ГК), касающиеся франшизы, и еще целый ряд актов, связанных с ней. Все это говорит о росте популярности франчайзинга в России. И это понятно - кризисные явления в отечественной экономике практически не затронули это направление бизнеса.
Использующие франшизу предприятия не просто "держат удар", противодействуя стагнации, снижению спроса, непредсказуемости рынка, а еще и растут на порядок быстрее экономики в целом.
В общем, франчайзинг может стать локомотивом для всей экономики. Но для этого надо решить проблемы, которые принято называть институциональными, хотя, по сути, они абсолютно конкретны. Нужна государственная программа развития. Решение о ее подготовке принято на общем собрании РАФ в мае.
Мы предлагаем перейти от "точечной" поддержки готового бизнеса к системной. Для массового открытия предприятий общественного питания, сервиса, ЖКХ, торговли, туризма требуются определенные условия: сеть консультантов по продаже франшиз (брокеридж), гибкие финансовые инструменты, достаточный фонд коммерческой недвижимости, в том числе предоставляемый по льготным ставкам, специальные образовательные программы и учреждения. В создании этих институтов развития РАФ рассчитывает на помощь государства. Еще одно важнейшее направление - содействие в продвижении отечественных концепций за рубежом.
Системы централизованной поддержки предпринимателей, действующих по технологиям готового бизнеса, доказали свою высокую эффективность в Малайзии и Мексике. То есть и мировой опыт свидетельствует в пользу государственного подхода.
Мы начинаем не с нуля. Программа опирается на надежный базис, созданный в последние годы, на инфраструктуру, которой уже располагает российский франчайзинг.
Сегодня у него есть свои площадки и трибуны, механизмы целевого финансирования и программы адресной поддержки. На федеральном уровне и в регионах регулярно проводятся тематические выставки, семинары, фестивали франшиз. Появились специальные кредитные продукты, сориентированные на готовый бизнес, который сертифицирован банкирами как надежный, малорисковый. Посредником при запуске проекта готовы выступить региональные администрации, они дают франчайзи субсидии, предоставляют госгарантии. И тем не менее простая вроде бы вещь - контакт правообладателя с его возможным бизнес-партнером - остается делом случая. Это - проблема номер один, и она как нельзя лучше показывает необходимость программы развития.
Конечно, правильная франшиза сама себя продвигает. Но это долгий путь, даже в сопровождении самых грамотных маркетологов.
Спрос наших соотечественников на европейское качество еды и товаров, обслуживания и комфорта растет стремительно. Предложение пока отстает.
Во-первых, крупных компаний, способных на широкую экспансию, мало. Российские сети с числом точек продаж свыше тысячи можно сосчитать на пальцах. А для компаний поменьше франшиза - штучный товар.
Во-вторых, предприятия готового бизнеса концентрируются в столицах, городах-миллионниках, а основной спрос сегодня в провинции, где потребитель испытывает голод по узнаваемым брендам, где есть свободные ресурсы, рабочие руки, не востребованные в полной мере предприниматели.
И наконец, потенциал развития наиболее высок в тех секторах, где сильных национальных сетей пока просто нет - в жилищно-коммунальном хозяйстве, аграрном производстве, внутреннем туризме.
Поэтому самым актуальным для распространения франчайзинга по стране нам видится создание института брокериджа - профессиональных посредников, консультантов-продавцов, которые помогают новому в нашем деле человеку выбрать "свою" концепцию, а правообладателю обеспечивают стабильный интерес к работе под его брендом.
Из опыта стран, близких нам по темпам экономического развития, мы знаем, что такая постановка дела дает быстрый и долговременный эффект, причем не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Бразилия, Индия, Мексика заметно опережают Россию по количеству национальных концепций, получивших распространение за рубежом. Потому что брокеридж не только ускоряет распространение франчайзинговых проектов, но и повышает их конкурентоспособность.
Принцип его действия лучше объяснить на примере Москвы, где наша совместная со столичным правительством работа по формированию такого института вышла на финишную прямую. Уже в ближайшие полтора месяца мы начинаем внедрение основанной на принципах франчайзинга системы предоставления услуг и различных видов помощи малому и среднему бизнесу.
Идея - собрать в типовом офисе, куда может обратиться любой предприниматель, все опции, необходимые, чтобы начать дело по отработанной технологии. С одной стороны, здесь даются консультации общего характера по открытию и ведению бизнеса, бухгалтерскому учету и планированию, оформлению субсидий, с другой - подбираются франшизы, кредитные продукты, и, по возможности, площади для аренды. То есть наши брокеры изначально наделены очень широкими полномочиями, включающими некоторый функционал государственных и муниципальных органов власти.
Осенью будет запущен специализированный интернет-портал системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Готовится база франшиз для столичного региона. В ближайшие год-два проект охватит все 12 округов Москвы, включая присоединенные территории. Планируется открыть в столице до ста унифицированных "модулей" на базе отделений банков, агентств недвижимости, приемных общественных организаций.
Москва - это полигон, призванный подтвердить эффективность системной поддержки. Заручившись рекомендациями министерства экономического развития, мы будем распространять этот опыт на другие регионы.
В других разделах программы прописываются "алгоритмы" содействия зарубежной экспансии российских брендов. Эти идеи и инициативы поддерживаются Торгово-промышленной палатой РФ. К концу года документ будет предложен деловому сообществу и представлен в правительство.