Валерий Гаркалин: Браслеты для арестантов - это нечто чудовищное

Валерий Гаркалин, народный артист России:

Лишение свободы как таковое я считаю самым строжайшим наказанием, которое может постигнуть нас в жизни. Само это понятие заключает в себе тот факт, что человек теряет главный приоритет своего существования - свободного перемещения, причем не важно, что это: тюремное заключение, предварительное или домашний арест. Кроме того, арест представляет собой серьезный удар по моральной стороне провинившегося не только в глубине его души, но и со стороны общественности, которая, скорее всего, будет относиться к нему предосудительно. Мне кажется, добавлять к этим двум запретам больше ничего не надо - ни в общении с внешним миром, ни, тем более, в жестоком обращении со стороны надзирателей. Те, кто находится по ту сторону морали, должны иметь, в основном, такие же права, как и те, кто находится по эту. Ведь не зря говорят, что от тюрьмы да от сумы зарекаться не стоит. Человек, по природе своей, создание в равной степени многогранное и несчастное.

Браслеты же, которые предлагают носить домашним арестантам, - это вообще нечто чудовищное. В голову сразу приходит ассоциация с "делом минувших дней" - древнеримским рабство. Кого имеют обыкновение окольцовывать? Исключительно животных. Но животное, по крайней мере, меньше понимает и редко задумывается о кольце, которое прикручено к его конечности. Человек же осознает все, и это является прямым унижением его достоинства. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что люди добровольно отрекаются от домашнего ареста из-за этих браслетов, о которых "Российская газета" пишет на четвертой полосе. Свою роль, безусловно, играют штрафы за поломку и потерю оборудования - сто тысяч рублей для большинства россиян очень большая сумма. Но на первом месте, думаю, стоит все-таки этическая сторона вопроса - нежелание быть окольцованной птицей пусть в несколько позолоченной клетке.

Конечно, я не выступаю категорически против наказания - без этого каждый будет делать то, что он хочет. Но нужна, скажем так, подготовительная база, продуманность закона, его верная трактовка. Человек, который нарушает закон - безусловно, преступник, но вместо того, чтобы просто наказать его, возможно, несправедливо, куда важнее лишить человека стимулов, толкающих на преступление. У нас же либо смотрят на нарушение сквозь пальцы, либо откупаются, либо, наоборот, жестоко карают за всякую мелочь. Когда же законодательная и социальная подготовка будут завершены, но кто-нибудь все равно пойдет на преступление, тогда уже он должен быть наказан безжалостно.

Я иногда даже склонен думать, что прогрессивное движение всего человечества, направленное на отмену смертной казни, началось слишком рано. Наш мир, к сожалению, не готов к такого рода гуманизму, поскольку частенько страдает неким питекантропским сознанием. Высшая мера наказания обязательно должна существовать, но в крайне ограниченной степени.