26.08.2013 23:44
    Поделиться

    Эксперты рассказали о самых популярных способах инвестирования

    Фидуциарные услуги, направленные на консолидацию и обеспечение сохранности благосостояния, становятся все более популярными в России. Состоятельные люди понимают, что нельзя приумножить ваши активы, если вы не располагаете надежной структурой, которая защитит интересы бенефициара в долгосрочной перспективе.

    Светлана Рябоконь, глава департамента управления благосостоянием и фидуциарных услуг Oracle Capital Group

    Сейчас у состоятельных россиян появился доступ к механизмам сохранения и приумножения своего благосостояния, которыми клиенты из стран "развитого капитализма" успешно пользуются веками. Появляется возможность осознанного выбора. Клиенты понимают, что мир существенно изменился, структуры и юрисдикции, использовавшиеся 5-10 лет назад для владения активами и сохранения конфиденциальности, потеряли свою актуальность, а следовательно, требуют обновления. Клиенты стали задумываться не только о защите бизнес-активов, но и о защите интересов бенефициаров в долгосрочной перспективе. Многие думают о том, как правильно передать свой бизнес подрастающим поколениям и при этом не причинить вреда ни бизнесу, ни наследникам. Все эти вопросы покрываются фидуциарными услугами.

    У компаний, предоставляющих такие услуги, нет входных требований - в отличие от банков, например, многие из которых не работают с клиентом, если он не держит некую сумму на их счетах. Для управляющих более привлекателен потенциал клиента. Если у него есть перспективный бизнес, он может получить самую разнообразную поддержку: от создания юридических лиц для своих деловых операций до частного семейного фонда для планирования преемственности и сохранения конфиденциальности.

    Что касается способов инвестирования, наиболее популярных сегодня у состоятельных россиян, они зависят от того, насколько состоятельным является клиент и какое происхождение имеет его благосостояние. Тем не менее прослеживаются общие тенденции. Индустрия услуг для состоятельных клиентов предлагает много привлекательных возможностей, о которых еще несколько лет назад клиенты не знали. Например, такой вид альтернативных инвестиций, как инвестиции в винный фонд, привлекает большой интерес. Для некоторых клиентов инвестиции в недвижимость за рубежом обеспечивают существенный уровень комфорта, который для них более важен, чем IRR (внутренняя норма доходности инвестиций). Многие рассматривают образование детей в хорошем учебном заведении в Великобритании или Швейцарии как успешную инвестицию. Несмотря на кризисные негативные проявления, рынки капитала не теряют своей актуальности. В конечном итоге все зависит от того, насколько инвестиционный советник является экспертом своего дела и умеет слушать и слышать клиента.

    По-настоящему остро в последние 3-5 лет начала вставать тема наследования бизнеса. Не секрет, что лишь начиная с 90-х годов россияне получили юридическую возможность легально владеть значительным имуществом на праве собственности. Однако вследствие нестабильной политической и экономической ситуации в стране, из-за отсутствия четких правил игры в рамках правового поля основной целью бизнесменов в тот период было накопление активов, а не их грамотная передача будущим поколениям. При этом необходимо упомянуть, что российские бизнесмены в период первоначального накопления капитала были сравнительно молоды, поэтому вопросы передачи бизнеса последующим поколениям не имели первоочередного значения.

    Сегодня, когда средний возраст российских бизнесменов достиг 50 и более лет, у граждан России появились серьезные состояния, а наследники достигли достаточного возраста, чтобы участвовать в управлении семейным бизнесом, цели основателей бизнеса поменялись существенным образом. Основной целью стало не заработать в короткий срок и "спрятать" заработанное, а создать механизмы, с помощью которых состояние управляется надлежащим образом, работает и будет работать на благо семьи и может быть передано от поколения к поколению. Поэтому все больше состоятельных граждан уделяют внимание вопросам планирования и структурирования передачи бизнеса, так как если об этом не задуматься сейчас, наследники рискуют лишиться накопленного состояния.

    Индустрия фидуциарных услуг предлагает состоятельным клиентам привлекательные и надежные решения, такие как трасты и частные семейные фонды. Для клиентов, не готовых делегировать принятие решений по всем бизнес-вопросам трастовым управляющим, но обеспокоенных защитой конфиденциальности владения активами, существуют комплексные решения. Они включают в себя частные трастовые компании, предоставляющие клиентам возможность участвовать в принятии решений в соответствии с законодательством страны учреждения траста и с учетом налоговой оптимизации.

    Помимо того, что возраст большинства российских капиталов совсем небольшой по сравнению с Западом, существуют и другие существенные отличия от опыта развитых стран. Главное отличие состоит в том, что западные состоятельные клиенты (скажем, американцы или британцы) живут в странах с долгой историей капитализма, где уже на протяжении нескольких столетий существует множество решений и инструментов. Российские клиенты получили доступ к международному инструментарию консолидации, обеспечения сохранности и успешного планирования благосостояния всего несколько лет назад. Логично, что они не так хорошо знакомы с этими инструментами и проявляют разумный скептицизм. Поэтому роль консультанта в сфере благосостояния очень важна: необходимо объяснить российским клиентам на понятном им языке преимущества решений, которые наилучшим образом зарекомендовали себя у нескольких поколений состоятельных клиентов за границей, а также помочь клиенту познакомиться с этими решениями и принять их. Но это постепенный процесс, где спешка неуместна.

    Какие факторы необходимо учитывать при структурировании активов? Во-первых, необходимо учитывать конкретную ситуацию каждого клиента. Фидуциарные услуги (в частности, структурирование активов) являются индивидуальными и основываются в первую очередь на личных обстоятельствах и целях клиента и его семьи. Очень важно понимать своего клиента. Во-вторых, важно понимать и природу активов на микро- и макроуровне. Важно все: география активов, операционная модель, конкуренция на рынке и т.д. В-третьих, большую роль играет семейное положение: кто является основными бенефициарами, где они живут, каким опытом обладают с точки зрения бизнеса.

    Поделиться