В 10 часов утра перед зданием администрации канцлера уже выстроилась громадная очередь, которая не кончалась весь день. Многие пришли просто из любопытства, чтобы посмотреть на канцлера и, если удастся, дотронуться до нее, как собкору "РГ" по секрету рассказала ученица 11 класса Александра Бек. На этот раз день открытых дверей проходил под девизом "Европейская политика".
150 тысяч человек нашли время, чтобы заглянуть за правительственные кулисы, своими глазами увидеть представителей кабинета и, если повезет, получить автографы. 10 министров лично встретили граждан на своем рабочем месте. Для детей и взрослых в каждом министерстве, как всегда, была подготовлена обширная развлекательная программа - конечно, тематическая. В министерстве сельского хозяйства чемпион ФРГ по флористике рассказывал посетителям, как можно грамотно составить цветочный букет. Дети смогли в министерстве здравоохранения полечить плюшевых зверей в ветеринарной клинике, в министерстве охраны окружающей среды пел песни имитатор птичьих голосов, а в минтранспорта каждый мог увидеть прибор симуляции аварий, выставленный в рамках акции "Не жмите на газ!".
День открытых дверей был введен правительством Герхарда Шредера после переезда всех министерств и ведомств из Бонна в Берлин. Граждане уже привыкли к тому, что ежегодно в конце августа, после школьных каникул в земле Берлин канцлеры и министры приглашают их к ознакомлению с их работой и к прямому диалогу. Например, бывший министр окружающей среды Клаус Тепфер рассказывал об устойчивом природопользовании, а спикер канцлера Штефан Зайберт - о "самом классном демократическом инструменте" - пресс-конференции для журналистов, на которой представители министерств три раза в неделю отчитываются о работе правительства перед СМИ.
Однако люди приходят не только для того, чтобы сфотографироваться вместе с Ангелой Меркель или воочию увидеть вертолет канцлера, но и задать вопросы - обо всем, что их интересует, в том числе и об актуальных внутри- и внешнеполитических темах. Вопросы и на этот раз были самыми разными: от мер по увеличению числа дошкольных учреждений до последствий еврокризиса для Германии. Причем заранее выбрать "самые подходящие" было практически невозможно. Ведь желающих беспрепятственно пройти в здание администрации набралось больше 26 тысяч. Отсева "лояльных" и "нелояльных" не было и не могло быть.
Кандидату в канцлеры от Социал-демократической партии Пееру Штайнбрюку оставалось только с завистью наблюдать за днем открытых дверей, невольно ставшим очередным предвыборным мероприятием, которое сильно сыграло на руку и без того популярной Ангеле Меркель. Канцлер в настоящее время пользуется невиданным авторитетом в народе.
Нашу маленькую группу, собранную из представителей разных стран - от России до Кубы с ЮАР, никак нельзя было назвать солидной делегацией. Журналистов этим летом на пару деньков в Лондон пригласил британский Форин офис.
На Даунинг стрит, в резиденции премьера, бывать доводилось. А тут министерство иностранных дел. И поразило оно, признаюсь, своим нетронутым многовековым величием. Что изменилось в старинном здании на Кинг Чарльз Стрит со второй половины девятнадцатого века? Наверно, лишь его обитатели, где теперь главный - нынешний министр-консерватор Уильям Хейг. Вроде бы сначала мы должны были пробежаться по этажам бегом, однако молодой сопровождающий с вещей фамилией Кеннеди мгновенно внял просьбам: понятно, хотите посмотреть на кабинет министра? И мы посмотрели. Заглянуть в сам кабинет не довелось, ибо министр как раз работал в нем на благо Британской империи. Но в комнате отдыха побывали. Газеты, аккуратно разложенные на столе, за которым глава Форин офиса пьет чай, увидели, как и пепельницы, удобные стулья и прочие предметы министерского атрибута. Если бы Хейг вышел, разрешили бы задать пару всегда имеющихся у журналистов вопросов.
Поначалу здание давило стариной, но потом мы как-то быстро освоились. То же самое относится и к палате лордов. Знаете, что в ней на меня произвело самое сильное впечатление? Как ни странно, даже не огромнейшее кресло на подступах к палате, в которое усаживается отдохнуть наезжающая к лордам королева. А маленькая скамеечка для ног. Почти весь бархат на ней стерся. И для меня это символ. Сколько же лет прошло и сколько же позади посещений, если и прочный материал не выдержал.
В 2001 году перенять у немецких канцлеров передовой опыт проведения дней открытых дверей решила "Российская газета". При этом мы подошли к этому проекту нестандартно. Перед собой "РГ" поставила крайне трудную задачу - водить своих читателей туда, куда нога обычного россиянина вряд ли когда-либо ступит. И процесс, как говорится, пошел.
Перед читателями "Российской газеты" свои двери открыли Совет Федерации, Генпрокуратура, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство иностранных дел, Центральная избирательная комиссия, Высший арбитражный суд, знаменитая Петровка, 38, "Мосфильм", Мариинский театр и даже тюрьма "Матросская Тишина". В МИДе, к примеру, нас, кроме всего прочего, отвели на расположенную на 21-м этаже смотровую площадку министерства, откуда открывался прекрасный вид на Кремль. А в Генпрокуратуре читателей "РГ" завели в архив, где можно было заглянуть в дела минувших столетий. В ЦИКе же нам показали святая святых - системы, куда стекаются все данные с выборов. Правда, близко к компьютерам не подпустили, чтобы кто-нибудь случайно или нарочно не смог повлиять на волеизъявление граждан.
"Я рад вас приветствовать и благодарю редакцию "РГ" за эту инициативу. Рассчитываем, что она станет традицией", - заметил глава российского МИДа Сергей Лавров, приглашая читателей "РГ" на чашечку чая в комнате, где обычно проходят его переговоры с министрами иностранных дел многих стран мира. Дав в течение часа максимально подробные ответы на все вопросы, министр извинился, что не может уделить гостям больше времени. "Меня ждет к телефону госсекретарь США", - объяснил он.
В МЧС нас провели в Центр управления в кризисных ситуациях - своеобразный "мозг" спасательной службы. Главный спасатель России встретил наших читателей в своем кабинете, усадил за свой гостевой стол - круглый, покрытый тонкой зеленой кожей с позолоченным тиснением. Больше часа они терзали министра профессиональными вопросами: каких аварий ждать в этом году, кто виноват в том, что опять затопило очередной российский город, почему до сих пор не создана Международная служба спасателей. Спрашивали и о личном - как учился, что делает в отпуске, хватает ли времени на общение со старыми друзьями.
О том, что с читателями "Российской газеты" происходило за некогда плотно закрытыми дверьми российских министерств и ведомств, наверное, уже можно написать целую книгу. Но что же мешает российским чиновникам самим провести "день открытых дверей"?
Между тем губернатор Пензенской области Василий Бочкарев выступил с инициативой учредить в России День чиновника. По мнению Бочкарева, отмечать его можно 24 января. Именно в этот день в 1722 году Петр I подписал знаменитую Табель о рангах. Может быть, в этот день и будет проходить в России акция "Открытые двери"?
Подготовил Владислав Воробьев