27.08.2013 23:30
    Поделиться

    Провокационный видеоролик студентов вызвал скандал в Германии

    Провокационный видеоклип студента вызвал скандал в Германии
    Громкий скандал разгорается в Германии: в своей дипломной работе - учебном рекламном ролике об автомобиле "Мерседес" класса C - группа студентов частной Академии кино в Баден-Вюртемберге использовала образ Адольфа Гитлера.

    Сюжет работы достаточно прост. Новенький блестящий лимузин въезжает в деревню. На уличном указателе зритель замечает надпись "Браунау ам Инн": в этом местечке родился будущий фюрер.

    Сначала автомобиль тормозит в нескольких сантиметрах перед играющими на улице девочками, а затем, к ужасу зрителей, переезжает подростка в штанишках на лямках, который неосторожно выбегает на середину улицы за своим воздушным змеем.

    Увидевшая происходящее его мать кричит: "Адольф!" Зритель видит распластанного в пыли ребенка. Форма его рук и ног напоминает свастику. В конце фильма высвечивается рекламная надпись: "Мерседес класса С - распознает опасности до их возникновения".

    Режиссер фильма Тобиас Хаазе выставил ролик на одном из интернет-порталов. Молниеносно фильм распространился по Сети и стал одним из самых популярных клипов. Однако комментарии пользователей удивляют своей полярностью. Некоторые считают фильм "ужасной безвкусицей" и обвиняют автора в холодной жестокости. Другие восторгаются идеей и мастерским воплощением сюжета.


    Новенький лимузин въезжает в деревню... Фото:Скриншот с сайта YouTube

    Видеоролик на самом деле сделан мастерски. Видимо, не случайно фильм был номинирован на приз немецкой киноакадемии "Первые шаги", которым награждаются лучшие дипломные работы года. Однако случайно ли в фильме использован сюжет с "Мерседесом"? С одной стороны, центральный офис концерна расположен в Штутгарте - столице федеральной земли Баден-Вюртемберг. С другой стороны, "Мерседес-Бенц" - один из четырех партнеров-основателей и спонсоров приза "Первые шаги". Сразу после распространения фильма в Сети концерн выступил с заявлением о своей непричастности к рекламному ролику и потребовал от 32-летнего режиссера поместить указание на то, что клип не был сделан по заказу "Мерседес-Бенц" и не является его официальной рекламой.

    "Мы убеждены, что использование в рекламном ролике смерти человека, в особенности ребенка, а также мотивов национал-социализма неприемлемо, даже если речь в этом случае идет о "фиктивном" рекламном ролике", - говорится в распространенном от имени автомобильного концерна заявлении.


    ..где якобы родился будущий фюрер. Фото:Скриншот с сайта YouTube

    В разговоре с "РГ" представительница Академии кино в Баден-Вюртемберге Феня Шницер подчеркнула, что рекламный ролик не был заказной работой и не финансировался концерном "Мерседес-Бенц". Для публичного распространения подобный клип никогда бы не был снят. Это студентам было хорошо ясно. Но где как не в кинематографическом вузе молодые люди могут испробовать любые стилистические методы, не опасаясь попасть под диктат "политической корректности"?

    Цель обучения на рекламном отделении в академии - выработать собственный почерк. Провокация при этом не только возможна, но даже желательна. Исходя из безобидного рекламного лозунга, дипломник, возможно, преступил границы дозволенного. "Своей двусмысленностью, черным юмором и игрой на самой ужасной странице немецкой истории видеоролик нарушает все табу и затрагивает наше представление о морали", - заявил "РГ" управляющий директор академии профессор Томас Шадт. Академия кино готовится к неприятным последствиям. Уже стало известно, что некий австрийский профессор собирается обвинить ее в использовании символов запрещенных антиконституционных организаций.


    К ужасу зрителей автомобиль переезжает подростка, который выбегает на улицу за своим воздушным змеем. Фото:Скриншот с сайта YouTube

    Возымеет ли подобный иск успех, весьма сомнительно. Как разъяснил "РГ" представитель немецкого Совета по рекламе Фолькер Никель, суд, прежде всего, будет учитывать конституционно защищенную свободу мнения и художественного самовыражения, рассматривая использование свастики в художественном контексте. Студенты хотели посмеяться над Гитлером, а не восславлять его деяния. Поскольку клип не задуман как коммерческая реклама для публичного показа, границы допустимого здесь шире.

    Мнение

    Борис Еремин, президент российского отделения Международной рекламной ассоциации

    Создатели этого ролика, конечно, выпустили эффектный продукт, но они еще не профессионалы. У рекламы две цели. Первая: привлекая внимание, подвигнуть людей купить товар. Вторая: быть лояльным аудитории. Совместить эти две цели - высший профессионализм. И просто фантазией здесь не обойтись.

    Кстати, это касается не только начинающих специалистов в области рекламы. Зачастую и у их старших коллег стоит задача сделать так, чтобы пришли и купили. Никто не задумывается, что это может кого-то оскорбить или укрепить и без того не очень высокий уровень нравственности социума. Например, бывает, в рекламе используется жадность, как основной мотив для получения продукта. Помните рекламный ролик, где юноша пожалел для девушки чипсы, она упала, но, к счастью, внизу оказался бассейн. Опасность перейти некую грань есть всегда.

    И это даже не вопрос, касающийся более внимательного отношения к таким вещам со стороны специальных органов. Это вопрос саморегулирования. Опыт большинства стран показывает, что создание наиболее точно расписанных законов не улучшает ситуацию, а только осложняет ее. Выпуская некий продукт, создатель рекламы должен задуматься, а хочет ли он жить в обществе, где люди вокруг будут такими, как он, ради неудачной шутки, представил их в рекламе?

    Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей

    В России, как правило, ничего подобного тому, что выпустили студенты в Германии, нет. У нас на самом деле пресная реклама товаров и такая же социальная реклама. Она банальна и не запоминается, особенно если речь идет о телевидении. В целом это жанр деградирующий для нашей страны.

    Что касается обсуждаемого ролика, то могу сказать, что если бы это была социальная реклама, а не реклама бренда, и посвящена теме безопасности вождения, то ролик был бы в тему. Ведь задача социальной рекламы - вызвать диалог. В данном случае можно было бы подискутировать, допустимо ли показывать сбитых машинами детей. Но, учитывая, что этот ролик продвигает конкретную товарную марку, такая подача недопустима.

    Официально

    В российском законе "О рекламе" есть статья 6, предусматривающая защиту несовершеннолетних. В частности, в шестом пункте указано, что не допускается показ детей в опасных ситуациях, включая и те, которые побуждают к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.

    Подготовила Алена Узбекова

    Поделиться