Честно говоря, не хочется даже представлять, что было бы с коллекцией Образцовой кладовой Гусевского хрустального завода, если бы не музей. Образцовые кладовые заводы обязал создавать давний закон 1835 года. Кроме работ, которые с середины XVIII века выпускались на местной фабрике, в кладовой хранились и образцы изделий из стекла разных эпох, покупавшиеся в Европе. За двести с гаком лет собралось несколько тысяч раритетов. Завод, брэнд которого хорошо известен в мире (с 1958 его продукция регулярно получала медали на выставках в Брюсселе, Яблонце, Лейпциге), в 1981 году передал в фонды Владимиро-Суздальского музея заповедника около 6500 издений, которые хранились в Образцовой кладовой. Собственно, благодаря этому и стало возможным открытие Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном в 1983 году. 30 лет спустя именно музей напомнил о тех связях, которые включали городок на реке Гусь в полотно общеевропейской художественной и промышленной культуры.
Накануне юбилея Владимиро-Суздальский музей-заповедник подал заявку на конкурс "Первая публикация" Благотворительного фонда В.Потанина с предложением издать каталог уникальной коллекции стекла в "стиле Галле", которая хранится в Музее хрусталя в Гусь-Хрустальном, дополнив его работами из музеев Москвы и Петербурга. Чтобы представить, насколько знаковым и дорогим явлением для эпохи модерна стало стекло "в стиле Галле", достаточно сказать, что одними из самых увлеченных поклонников ваз из многослойного стекла с растительным рисунком была царская семья. Вазы, сделанные в Нанси и на Императорском стеклянном заводе, украшали и парадные, и приватные покои Николая II и Александры Федоровны. Мало того, что устраивались конкурсы среди художников на рисунки нового декора ваз. Императрица, оценивая нововведения, даже самолично давала указания "по стеклянному производству: изготовлять вазы для цветов, не делая в них горлышка слишком узким...".
Вазы, создававшиеся с 1889 года в Нанси Эмилем Галле, ученым, художником, поэтом, были больше, чем предметами повседневного обихода. Эмиль Галле, тридцать лет экспериментировавший с технологиями стекла, увлеченно изучавший ботанику и теорию эволюции, превратил вазы в сложно закрученные символы, которые могли создаваться, например, по мотивам стихов одного из знаменитых французских денди Робера де Монтескью и украшаться строками из Бодлера и Метерлинка... "Язык цветов и немых вещей", о котором писал Бодлер, Эмиль Галле дополнял языком стекла, в котором можно увидеть сполохи мистических поисков Серебряного века. Впрочем, последователи Галле этот язык приспособили для аллегорий, доступных каждому офицеру российского флота. Когда в октябре 1893 года в порт Тулона с официальным визитом вошла русская эскадра, члены делегации получили подарки. И если одни предназначались для передачи Александру III, то другие, как бокалы с изображением двухглавого орла и символов Лотарингии и города Нанси, - были преподнесены "офицерам русской эскадры для питья французского шампанского". Эти бокалы, созданные мануфактурой "Братья Дом" в Нанси, теперь хранятся в Историческом музее. Словом, понятно, что язык стекла в "стиле Галле" в эпоху модерна был языком элитарным и возвышенным. Но какое отношение к этому "высокому штилю" имела фабрика в Гусь-Хрустальном?
Самое прямое. Дело в том, что из 56 работ в "стиле Галле", созданных до 1917 года, только три были сделаны в Лотарингии, в Нанси, остальные - в Гусь-Хрустальном. Уже в 1905 году здесь была разработана технология изготовления художественного стекла "в стиле Галле". А в 1913 Гусевская фабрика начала выпускать уникальные вазы, флаконы для духов, ножки для настольных ламп "в стиле Галле". Серии были небольшими - максимум 10 работ, на изготовление одной вазы могло уходить до двух месяцев. Но эти фактически штучные работы были гордостью фабрики, подтверждением того, что Гусь-Хрустальный может соревноваться и с Императорским стеклянным заводом, и с мануфактурами в Лотарингии.
Справедливости ради надо сказать, что до 1917 года это было очевидным. И Гусь-Хрустальный, получивший это название по инициативе Ю.С. Нечаева-Мальцова (того самого, благодаря которому был и Музей изящных искусств на Волхонке построен), выпускал изделия, которые брали Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1900). На фабрике работали английские, чешские и русские художники, технологи, мастера. И время промышленных революций и для Гусевской хрустальной фабрики, и для города было все же временем надежд и решения сложных профессиональных задач.
Музейный проект "Линии Галле" в програме "Первая публикация", инициатором которого стал музей в Гусь-Хрустальном, объединил девять музеев России (включая Эрмитаж и Исторический музей). И напомнил о том, что, пока есть музейные собрания, пока выпускаются каталоги, хранятся книги "химиков хрустального производства", пока существуют образцы из заводских кладовых, остается надежда не только на прошлое - на будущее.
1756 год. Аким Мальцов переводит стекольное производство из Московской губернии в урочище Шиварово, в 200 верстах от Москвы, на левый берег реки Гусь. На Гусевской хрустальной фабрике работают 59 человек.
1826 год. На фабрике завели печи по образцу Императорского стеклянного завода.
1835 год. На Гусевской фабрике впервые в России удалось изготовить гранатное малиновое стекло (медный рубин).
1840-е годы. На Гусевской фабрике создан сервиз, перекликавшийся со знаменитым Готическим сервизом, изготовленным в 1832 году на Императорском заводе для сервировки стола в Зимнем дворце.
1870 год. Предприятие Мальцовых в кризисном состоянии после отмены крепостного права. На Гусевской хрустальной фабрике действует только одна печь для выработки стекла и одна запасная печь, в производстве занято 270 человек. Факбрика работает в убыток.
1880 год. На фабрике установлена паровая машина. Работают 517 человек. Годовой оборот 900 000 руб.
1890 год. На фабрике - 3 стеклоплавильные газовые печи, 4 паровые машины, 5 паровых котлов, 171 шлифовальных и гранильный станок... Фабрика освещалась газом, в то время как другие заведения - керосиновыми лампами.
1900 год. Гусевская хрустальная фабрика участвует во Всемирной выставке в Париже. По ее итогам владелец фабрики Ю.С.Нечаев-Мальцев удостоен высшей награды - Гран-при.
1913 год. На Гусевской фабрике налажено изготовление уникальных художественных изделий "в стиле Галле".
1918 год. Гусевская фабрика национализирована.
1958 год. На Всемирной выставке в Брюсселе продукция Гусевского хрустального завода удостоена бронзовой медали.
1979 год. Продукция Гусевского хрустального завода удостоена Большой золотой медали на Торгово-промышленной выставке-ярмарке в Лейпциге.
2002-2003 год. Предприятие приобрело стекольные заводы Владимирской, Рязанской областей, в также завод "Дёберн Гласс" в Германии.
2007 год. Введена в строй новая печь производительностью 9 тонн стекломассы в сутки.
Ноябрь 2011 года. Гусевский хрустальный завод закрывается.