Задержание Баумгертнера может повлиять на отношения РФ и Белоруссии

Скандал вокруг задержания в Минске гендиректора ОАО "Уралкалий" Владислава Баумгертнера вышел на дипломатический уровень. На Смоленскую площадь был вызван посол Белоруссии Игорь Петришенко, которому заявили о недопустимости ареста бизнесмена.

"Сам факт задержания Баумгертнера и развернутая вокруг этого информационная кампания не соответствуют союзническому характеру отношений наших стран и может повлиять на график российско-белорусских контактов на политическом уровне", - предупредили в российском МИД. На Смоленской площади потребовали освобождения российского гражданина, который прилетел в Минск по приглашению белорусского премьер-министра, и соответствующих разъяснений.

Напомним, что ранее первый зампред правительства России Игорь Шувалов назвал действия белорусских силовиков "неадекватными и непартнерскими". "Это не лезет ни в какие рамки", - возмутился первый вице-премьер.

Как было объявлено во вторник, Баумгертнера постановили взять под стражу на два месяца. В Следственном комитете Белоруссии пояснили: "В ходе расследования данный срок может быть продлен, но может быть применена и другая мера пресечения". По данным ведомства, главу "Уралкалия", обвиняемого в превышении полномочий и "нанесении существенного вреда интересам Белоруссии", уже допрашивают. При этом Минск до последнего не раскрывал информацию о том, куда увезли россиянина и кто будет представлять его интересы. Известно лишь, что это некий местный адвокат, поскольку у иностранцев нет прав на осуществление такой деятельности в Белоруссии. Срочно вылетевший в Минск юрист "Уралкалия" может лишь дополнительно "оказывать консультирование".

Судя по кадрам оперативной съемки, российского предпринимателя поместили в следственный изолятор белорусского КГБ - по крайней мере антураж знаменитого СИЗО узнали в свое время побывавшие там "сидельцы". В посольстве России в Минске "РГ" подтвердили, что рассчитывают на скорейшую встречу с Баумгертнером - по крайней мере "белорусы уже дали добро на консульский доступ к нему". По словам советника посольства Владимира Марчукова, российский посол Александр Суриков встретился с исполняющим обязанности генпрокурора Белоруссии, который пообещал еще раз проанализировать законность задержания.

Председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин в официальном заявлении отметил, что задержание в Минске "вызывает возмущение" и потребовал "немедленного освобождения Владислава Баумгертнера и прекращения преследования его коллег". Тем временем стало известно содержание приглашения Владислава Баумгертнера в Минск, подписанного лично премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Приводим его полный текст. Письмо от 23 августа 2013 года напечатано на бланке премьер-министра Республики Беларусь. Минск.

В нем говорится: " Уважаемый Владислав Артурович. Приглашаю вас 26 августа в город Минск для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью ЗАО Белорусской калийной компании. Подпись: Михаил Мясникович".

Копия приглашения была направлена также заместителю правительства Российской Федерации Дворковичу А. В.

Разумеется, последующий арест московского гостя прямо в аэропорту союзной столицы в официальной части программы не значился. Комментариев от правительства Белоруссии пока также не поступало.

Попал в VIP-тюрьму

По видеокадрам задержания Владислава Баумгертнера сразу несколько белорусских оппозиционеров подтвердили, что гендиректор "Уралкалия" находится в СИЗО КГБ Белоруссии. "РГ" эту информацию подтвердил Виталий Рымашевский, экс-кандидат в президенты Белоруссии, отметив, что этот следственный изолятор считается элитарным среди подобных заведений в стране:

"СИЗО КГБ считается элитарным заведением подобного типа. Там содержатся VIP-заключенные: бывшие директора заводов, сотрудники силовых ведомств высокого ранга. Поэтому и условия содержания там лучше, чем в других СИЗО. Там есть камеры и одиночные, и на четырех человек. Случается,  что камеры перенаселены, тогда в одной находится в полтора-два раза больше людей, чем положено. Но, скорее всего, россиянину предоставят одиночную камеру. Правда, даже в этом случае помещение будет очень маленьким. Из окон не видно улицы, зданий, несмотря на то, что СИЗО находится в центре Минска. Можно только услышать звон колоколов на Кафедральном католическом соборе, который расположен поблизости. На прогулки дают час или два максимум. Но в исключительных ситуациях их могут и отменить. В этом СИЗО подбирают индивидуальные условия для каждого задержанного, чтобы заставить его дать определенные показания. Поэтому как будут относиться к российскому гражданину - сказать достаточно сложно. Все зависит от того, какую стратегию для него разработают и какую тактику выберут психологи, которые работают с задержанными в СИЗО. Условия содержания могут быть любыми - от достаточно хорошего и вежливого отношения  до давления с помощью применения физического насилия. В СИЗО есть врачи, которые при необходимости могут оказать квалифицированную помощь. Я попал в СИЗО с сотрясением мозга. И меня водили на обследование, делали томографию в специальной клинике с хорошим, новейшим оборудованием (даже не во всех клиниках такое бывает). Но бывали случаи, когда там просто не реагировали на сообщения о плохом самочувствии. Кроме того, нет никакой возможности связаться с адвокатом. Любые звонки запрещены. Были прецеденты, когда заключенные видели адвоката только перед судом или за день до суда после месяцев нахождения в СИЗО. Объясняют это тем, что в СИЗО только одно помещение для встреч с адвокатами, и оно перегружено, а сами встречи расписаны на месяцы вперед".

мнение бизнеса

Андрей Назаров, вице-президент "Деловой России":

- Консолидированного мнения нашей организации по поводу ареста гендиректора "Уралкалия" пока нет. Но зато есть мнения некоторых ее членов в отдельности, которые уже звучали сегодня в частных разговорах. И они такие: наши коллеги просто ошарашены, что такое вообще может быть в наше время.

Ведь есть нормы, которые предполагают юридическую защиту гражданина другой страны во время пребывания в ней. Плюс нельзя забывать и о морально-этической стороне дела, когда приглашают в гости, а потом арестовывают. Считаю, что арест неадекватная мера со стороны белорусских властей. И наше государство должно жестко на такое реагировать.

Мне кажется, что для российских бизнесменов в Белоруссии произошедшее тревожный звонок. Подозреваю, что, если будет возможность, то некоторые предприниматели будут минимизировать риски и искать альтернативы по развитию бизнеса в других странах.

Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России":

- И я, и наша организация пока никак не отреагировали на арест гендиректора "Уралкалия" в Белоруссии. Новость совсем свежая... Но я не думаю, что сейчас начнется исход российского бизнеса из Белоруссии. По крайней мере если речь идет о малом бизнесе. В Белоруссии, кстати, за последние два-три года произошло немало улучшений по части малого предпринимательства. А у компаний покрупнее и риски выше, им часто есть чего опасаться.

Подготовила Анна Ракитина

Рынки

Фондовые рынки незамедлительно отреагировали на арест главы "Уралкалия". В понедельник акции компании на российских биржах подешевели на 3,36 процента. Однако уже вчера они снова начали подниматься в цене.

"И дальнейшая стоимость ценных бумаг "Уралкалия" уже не вопрос экономики, а, скорее, политического урегулирования", - отметил в разговоре с "РГ" профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. По его мнению, сейчас важна не цена акций компании в ближайшее время, а дальнейшая судьба рынка удобрений в целом. "Ведь в июле был гораздо более сильный обвал котировок компании, связанный с разрывом хозяйственных связей между "Беларуськалием" и "Уралкалием", что привело к удешевлению акций многих глобальных калийных компаний", - напоминает эксперт "РГ". С 22 июля по 31 июля 2013 года ценные бумаги российской компании подешевели на биржах на 33,1 процента. И до сегодняшнего дня позиции она практически не восстановила. По словам Абрамова, с точки зрения инвесторов выход "Уралкалия" из партнерства с "Беларуськалием" был гораздо важнее, чем арест главы российской компании. Отсюда и такая разница в снижении котировок акций тогда и сейчас.

Подготовил Роман Маркелов