Неожиданное развитие на прошлой неделе получил длительный конфликт вокруг московского бизнес-центра "Кутузофф Тауэр", расположенного на западе столицы.
Начало данного юридического конфликта, как и многих других, связано с последствиями финансового кризиса 2008 года. В 2007 году ирландский предприниматель Питер Куинн инвестировал в строительство коммерческой недвижимости в России денежные средства, полученные в кредит в ирландском банке IBRC. На указанные средства был построен многоэтажный бизнес-центр "Кутузофф Тауэр", расположенный в престижном районе столицы на улице Ивана Франко, дом 8, а также несколько менее крупных объектов недвижимости в других городах России и СНГ. Конфликт начался, когда ирландский госбанк IBRC попытался реализовать свое право залога на возведенные объекты. При этом выяснилось, что большая часть активов на тот момент была либо отчуждена третьим лицам, либо в списке кредиторов оказались некие неизвестные структуры, претендующие на многомиллиардные суммы. Банк полагает, что указанные действия являлись незаконными и мошенническими, и требует восстановить свои права в многочисленных судебных разбирательствах в России и за рубежом. Так, в случае с "Кутузофф Тауэр" оказалось, что права требования по давно просроченным внутригрупповым займам на сумму более 300 млн долларов США (с учетом повышенных процентов) к ООО "Финансcтройинвестмент" были выведены из-под иска банка за символическую сумму 30 тыс. долларов на три российские компании. Как будто специально для этого были созданы, зарегистрированные на неизвестных ирландской стороне лиц, ООО "РЛЦ-Девелопмент", ООО "Строительные технологии" и ЗАО "Внешконсалт".
C 2011 года собственник здания ООО "Финансcтройинвестмент" находится в банкротстве, причем основную часть необеспеченной кредиторской задолженности контролируют на основании полученных за бесценок долговых требований три вышеуказанные российские компании. Залоговые требования к должнику (около трети от общего долга) принадлежат государственному ирландскому банку IBRC. Банк полагает, что банкротство ООО "Финансcтройинвестмент" является незаконной попыткой вывести заложенные активы в пользу членов семьи Куинн и их партнеров в России.
В начале этого года ирландский банк обратился в Высокий суд Ирландии с иском против российских компаний, требуя компенсации своих убытков, поскольку полагал, что три российские компании, используя мошеннические схемы, незаконно получили принадлежащие ему права требования. Высокий суд Ирландии рассмотрел дело еще в мае, однако на бумаге судебное решение было оформлено только на прошлой неделе (копия имеется). Согласно решению Высокого суда с указанных компаний было взыскано почти 700 миллионов долларов убытков, а им запрещено отчуждать свои любые активы до момента взыскания денежных средств. Решение мотивировано тем, что деятельность российских юрлиц была признана направленной на нарушение законных прав и интересов ирландского государственного банка IBRC, являющегося законным кредитором QuinnGroup, дочерним структурам которой принадлежат ряд объектов в России, в том числе башни "Кутузофф". Как поясняют представители банка, суть содержания решения была известна сторонам еще в мае, но до его изготовления в окончательной форме банк не мог на него ссылаться. Изготовление судебных документов в Ирландии, согласно сложившейся практике, может занять несколько месяцев, поэтому позднее изготовление документа не является чем-то необычным.
Представители банка уверены, что данное решение является значительным прорывом в долгой борьбе за свои активы. Как считают юристы банка, указанные в решении Ирландского суда юрлица являются подставными "компаниями-однодневками", созданными специально для увода активов из подкредиторских требований банка. В подтверждение своей версии банк ссылается на данные из открытых источников. Из них, по мнению банка, следует, что указанные компании никогда не вели никакой значительной хозяйственной деятельности и зарегистрированы на лиц, являющихся также учредителями в ряде других компаний, имеющих признаки однодневок. Изучив материалы дела и согласившись с доводами банка Высокий суд взыскал с указанных компаний убытки. Дополнительно суд постановил, что все активы и права, которые были получены однодневками от компаний QuinnGroup позднее 14 апреля 2011 года, являются арестованными в пользу банка и находятся во временном доверительном управлении третьих лиц в пользу ирландского банка до момента вынесения дополнительного решения суда.
"Если факты, указанные в решении ирландского суда, подтвердятся - это может быть поводом для уголовного преследования учредителей, руководителя и консультантов трех российских компаний", - считает Климент Русакомский, управляющий партнер юридической компании "Парадигма". "Однако решения зарубежных судов не действуют в России автоматически - их должен подтвердить российский суд" - добавляет его коллега, директор юридической фирмы "Конфидант" Вадим Марчук.
Ранее министр финансов Ирландии отправил своим российским коллегам в Министерство финансов РФ письмо с просьбой оказать содействие государственному банку в защите своих прав в рамках сотрудничества между Россией и ЕС в области защиты прав инвесторов. С учетом того, что конфликт находится уже в судебной стадии разбирательства, прямое вмешательство государственных органов в спор представляется невозможным, поэтому, возможно, речь идет о медиации или консультационной поддержке банка в защите его прав на территории РФ. Тем не менее ирландские чиновники вправе рассчитывать на тот же уровень судебной защиты собственных прав, как и любой субъект предпринимательской деятельности в России.
Следующее заседание по делу о банкротстве ООО "Финансcтройинвестмент" в Арбитражном суде Москвы пройдет 29 августа 2013 года. На указанном заседании федеральной судьей Мироненко Э. В. как раз будет решаться вопрос об исключении трех российских компаний - новых кредиторов "Кутузофф Тауэр", а также о законности их включения в реестр кредиторов. Каким бы не было решение суда, очевидно - в связи с защитой иностранных инвестиций судам и юристам все чаще приходится сталкиваться со сложными международными судебными разбирательствами, в которых могут участвовать суды и субъекты разных юрисдикций.