28.08.2013 18:43
    Поделиться

    Воронежский аэродром превратился в пит-стоп Формулы-1

    На военном аэродроме Балтимор в Воронеже начался всероссийский конкурс профессионального мастерства топливозаправщиков - водителей здоровенных автоцистерн, которые лавируют меж самолетов и поят их керосином. Организаторы пообещали, что аэродром на время соревнований превзойдет по зрелищности пит-стопы Формулы-1.

    Надо сказать, что на Балтиморе и в обычное время есть на что посмотреть - здесь базируются две эскадрильи новейших бомбардировщиков Су-34, перехватчики МиГ-31, вертолеты. По соседству, на учебном аэродроме военно-воздушной академии представлены все типы авиатехники, стоящие на вооружении военно-воздушных сил. Нет здесь только "белого лебедя" отечественных ВВС, Ту-160 - авиатехников для него готовят в другом месте.

    Так же как на знаменитых автогонках, в конкурсе топливозаправщиков на первом месте была не скорость, а безопасность и аккуратность. В заправке самолета участвуют два человека - оператор автоцистерны и авиатехник. Процесс закачки топлива здесь намного сложнее, чем заказ полного бака на АЗС.

    - Сначала проверяю машину, сливаю отстой, подъезжаю, ставлю колодки под колеса, - рассказал Андрей Вегера, заправщик с военного аэродрома Левашово под Санкт-Петербургом. - Потом устанавливаю заземление: к самолету и в грунт, - подаю технику шланг. Когда он его подключит, включаю насос.

    Андрей гражданский - 28 аэродромов министерства обороны обслуживает нефтяная компания. Военные этому только рады: отпала необходимость доставлять, хранить и охранять топливо. Сложнее всего, по словам Вегеры, заправлять небольшие самолеты - там приходится забираться на крыло и орудовать пистолетом, как на автозаправке - в особенности если техник заказывает полные баки. Производительность у пистолета вчетверо меньше, чем у штуцера, который присасывается к брюху лайнера. Если пистолет способен подавать 350 литров в минуту, то через штуцер по 76-миллиметровому шлангу за ту же минуту можно закачать тонну с лишним. А емкость топливных баков дальнего бомбардировщика Ту-22, например - 54 тонны. Каждый его двигатель потребляет авиационный керосин ТС-1 со скоростью 2500 литров в час.

    В отличие от пивного ларька, на аэродроме отстой проверяют до налива. На 22-кубовую цистерну обычно набирается литров 10 воды. Поскольку керосин легче, она скапливается внизу емкости, сливают ее в обычное эмалированное ведро. Затем заправщик проверяет качество топлива особой кружкой и дает посмотреть авиатехнику. Если результат удовлетворяет обоих, провод заземления от автозаправщика цепляется к стойке шасси, другой - со штырем, - утапливается в землю. Заправщик тянет к самолету толстый черный шланг с восьмикилограммовым штуцером на конце, а техник открывает в брюхе бомбардировщика потайную дверцу - за ней пульт управления заправочной системой.

    Щелкая тумблерами, авиационный инженер включает автоматику и открывает клапаны определенных баков. Их у Ту-22 девять. Передние питают левый двигатель, задние - правый. Есть баки расходные, центровочные и дежурные. Электронные системы и центробежные насосы в недрах самолета равномерно распределяют вес топлива по его огромному телу - помимо баков в фюзеляже, есть отсеки для топлива в крыльях, в том числе и в поворотных их частях. Ту-22 - бомбардировщик дальний, боевой радиус до 2,5 тысяч километров, с изменяемой стреловидностью крыла.

    Управлять заправкой можно и из кабины, где размещен дублирующий пульт. Там же, перед командиром и его помощником находятся два расходометра, основной и резервный. Белые стрелки с цифрами 1 и 2 показывают, сколько топлива находится в распоряжении левого и правого двигателей. Поворотом особого тумблера можно закольцевать топливную систему.

    Закачка зачетных 500 литров заняла немногим больше времени, чем прием внутрь кружки пива в хмурое утро. Поворотом рукоятей техник отсоединил штуцер, щелчком тумблера погасил автоматику и закрыл заветную дверцу. Заправщик смотал шланг, отсоединил заземление и убрал из-под колес колодки - они ловко сложились и спрятались под цистерной. Здоровенный грузовик отъехал от самолета и вернулся на исходную, где за руль сел следующий испытуемый.

    В конкурсе принимают участие 104 заправщика с 28 военных аэродромов и полудюжины гражданских аэропортов от Мурманска до Томска. Отдельный конкурс у экспертов по качеству топлива - они состязаются в тиши лаборатории, проводя один из 12 обязательных анализов авиакеросина. В обычной работе они ежедневно проводят все 12 тестов. Победителей ждут премии до 100 тысяч рублей.

    Поделиться