Новости

28.08.2013 20:54
Рубрика: Экономика

Ставка на крыло

Для возрождения местного авиасообщения необходима господдержка
В Свердловской области объявлена распродажа: на торги по необременительной для покупателя цене выставлены аэропорты Екатеринбурга, Серова и Ивделя - до сих пор не нашедшие спроса остатки имущества обанкроченного Второго Свердловского авиапредприятия.

Аэропорты с молотка

Процедуру банкротства принадлежавшего РФ авиапредприятия запустили еще в 2008-м, когда его кредиторская задолженность перевалила за 60 миллионов рублей. В то время имущественный комплекс оценивался в 600 миллионов. Весной 2012-го посадочные площадки Второго авиапредприятия закрыли, так как оно лишилось сертификата на аэропортовую деятельность. Вновь пройти сертификацию уже не получится из-за отсутствия приличной материально-технической базы: аэропорты Североуральска, Тавды, Туринска, Алапаевска, Красноуфимска ушли с молотка в конце 2012 - начале 2013-го. В декабре минувшего года лот, в который разом включили аэропорты Сосьвы, Серова, Ивделя и Уктус в Екатеринбурге, остался невостребованным. После чего, как писали классики, "стулья снова поступили в торг, но уже по частям": упомянутые активы прошли переоценку.

На сегодня продали только Сосьву, причем цена поднялась с 3 до 5,7 миллиона рублей, а остальные до сих пор торгуются. Так, аэропорт Серова, откуда в июне 2012-го вылетел злополучный "самолет-призрак" Ан-2, предлагается по стартовой цене 11 миллионов рублей, которая будет снижена до первого предложения. Начальная цена лота "аэропорт в Ивделе" - 10,2 миллиона. За стартовые 253 миллиона рублей предлагается часть имущественного комплекса Уктусского аэропорта.

В июне процедуру внешнего управления авиапредприятия в очередной раз продлили - до декабря: к этому сроку распродажу предполагается завершить полностью и окончательно. С такой же неизбежностью, по всей видимости, состоятся "похороны" областного проекта воссоздания региональной авиации.

Жесткая посадка

Два года назад правительство Свердловской области заявило о намерении реанимировать местное авиасообщение на условиях государственно-частного партнерства. Проект подразумевал создание предприятия, осуществляющего авиаперевозки не только по Свердловской области, но и по всему Уралу, не забывая при этом о социальной нагрузке - доставке граждан, продуктов и медикаментов на север области, в труднодоступные поселения.

Инвестор, металлургический холдинг, вкладывал в капитал нового акционерного общества "вершки" - уже купленное за 150 миллионов рублей имущество аэропорта Уктус. Область пообещала выкупить и внести "корешки" - оставшуюся невостребованной часть материальных активов Второго Свердловского авиапредприятия, в том числе три аэродрома на севере области, которые имеют принципиальное значение для региона.

В развитие региональной малой авиации на базе Уктуса область намеревалась вложить в 2012 году 200 миллионов рублей. Однако планы возрождения региональной авиации постепенно свернули: обещанную сумму сначала сократили вчетверо. Сейчас проект и вовсе заморозили.

В том же состоянии "глубокой заморозки" пребывает внутрирегиональное воздушное сообщение и на всем Большом Урале. Оно не просто сократилось в несколько раз по сравнению с прошлым веком - в половине регионов местные авиаперевозки просто приказали долго жить.

В Свердловской области во времена СССР насчитывалось 23 аэродрома местных воздушных линий, к началу XXI века их число сократилось до 17-ти, в 2006-м - до одного. Сегодня, когда и эта единица лишилась сертификата, оно на нуле.

Местная аэродромная сеть Челябинской области связывала два десятка городов - сейчас действуют три посадочные площадки для технических нужд. В Курганской области еще в 1990-х закрыты 23 из 24 аэропортов.

По шоссе проще

Из аэропорта Кургана до недавнего времени летал только один регулярный рейс - в Москву. В свободное время здесь устраивали автогонки, воздушные праздники, пока в 2011-м не наступило оживление и возврат к профильной деятельности. Благодаря федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок появился рейс Курган - Екатеринбург. Пассажиры смогли добраться до центра федерального округа за тысячу рублей, потратив час, вместо пяти часов и 800 рублей в электричке. Нынешним летом федеральная поддержка позволила связать по воздуху Екатеринбург с Магнитогорском (при цене билета две тысячи рублей), дотационные рейсы открыли также в Тюмень и Пермь.

Правда, специалисты считают, что на полноценную "раскатку" рейса потребуется два-три года. Как поясняет авиаперевозчик, объективно экономика региональных перевозок такова, что на начальном этапе рейс без субсидий (со стороны государства либо магистральных перевозчиков) существовать не может. А степень развития связей между соседними субъектами Федерации пока не позволяет говорить о достаточности прямого пассажиропотока.

Впрочем, перспективы развития авиасообщения в Кургане сейчас вообще погрузились в туман из-за недавней инициативы областных властей, которые предложили лишить аэропорт льгот в отношении налога на имущество. Преференции, обеспечившие ежегодную экономию до 3 миллионов рублей, аэропорт получил в 2011 году. Именно эта мера, по словам менеджмента предприятия, позволяет баловать перевозчиков выгодными тарифами.

- Крайне необходимо возрождение внутрирегиональной и межрегиональной авиации, чтобы не все время летать через Москву, - отметил председатель наблюдательного совета ассоциации "Авиасоюз" Анатолий Квашнин на недавнем совещании в Салехарде. - Но сегодня мы находимся на нулевом уровне развития малой и региональной авиации.

Авиаперевозчики не скрывают: без финансовой поддержки властей летать внутри региона убыточно. По данным Минтранса РФ, на магистральных линиях себестоимость полетов - около 2,5 рубля, на региональных - 5 рублей, на местных - 35. А, скажем, на Ямале цена "кресло-километра" вырастает до 75 рублей.

- Такие перевозки пользуются спросом в регионах, где не развита инфраструктура, где даже летом не везде есть дороги - например на территории Югры или Якутии. Но в нашем регионе есть и железная дорога, и автомобильные трассы, - говорит коммерческий директор базирующейся в Екатеринбурге авиакомпании Кирилл Скуратов.

Субсидия на взлет

В отличие от Среднего Урала и Зауралья, на северных территориях УрФО ситуация кардинально иная. На территории округа функционируют девять аэропортов и 35 вертолетных площадок. Этого, считают эксперты, явно недостаточно для освоения Арктики и шельфа Ямала. В прошлом году в округе приняли целевую программу развития аэропортов до 2020 года. Планируемый объем средств окружного бюджета - 10,533 миллиарда рублей, в том числе с 2012-го по 2014 годы будет выделяться по 89,6 миллиона ежегодно. На ямальских аэродромах введут в строй 50 объектов наземной инфраструктуры, приобретут 90 единиц спецавтотранспорта и спецоборудования, в сельских поселениях построят еще 21 вертолетную площадку (три из них появятся уже в этом году). Ежегодные субсидии авиаперевозчикам в размере от 1,1 до 1,3 миллиарда рублей позволят сформировать льготный спецтариф на целевые перевозки по 28 социально значимым маршрутам в границах округа и восьми межрегиональных. Затраты обусловлены высокой себестоимостью внутриокружных авиаперевозок.

- Развитие региональной авиации - один из безусловных приоритетов правительства региона: 40 процентов территории округа, где проживают 15 процентов населения, связаны только по воздуху, - отмечает вице-губернатор Алексей Ситников.

Власти Югры тоже пекутся о развитии региональной авиации. На прошлой неделе развитие транспортной системы Югры обсуждала общественность - прошли слушания соответствующего проекта. Госпрограмма "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа" рассчитана на семь лет - до 2020 года. Из общего объема средств 88,7 миллиарда рублей 7,5 процента - 6,6 миллиарда - выделяется на развитие местной авиации. Из них 4,5 миллиарда - на возмещение убытков от пассажирских перевозок на территории округа, еще 1,8 миллиарда - на субсидирование пассажирских авиарейсов, соединяющих аэропорты округа с Тюменью. Планируется организовать пассажирские рейсы из региональных аэропортов и до Екатеринбурга.

Возможен ли ренессанс малой авиации в субъектах "с развитой сетью автодорог", позволит убедиться пример Приволжского федерального округа, где с апреля текущего года реализуется пилотный проект: авиасообщением связали 15 крупнейших городов ПФО. Эксперимент продлится восемь месяцев и проводится за бюджетный счет: авиапассажирам компенсируется половина стоимости перелета. Субсидии организациям воздушного транспорта из федерального и региональных бюджетов в общей сложности составили 600 миллионов рублей. В случае успеха в следующем году программа может быть расширена на все федеральные округа.

Экономика Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область