Руководители минобороны почти два года пытаются навести порядок с начислением денежного довольствия военнослужащим и организовать своевременную выплату компенсационных и иных сумм офицерским семьям. Однако армейский финансовый механизм то и дело дает сбои. Такого массового безобразия с переводом денег, которое царило в войсках в начале 2013-го, сейчас, конечно, нет. Но говорить о четком соблюдении графика выплат тоже не приходится. Командиры вроде бы все делают правильно. Например, чтобы не возникало споров по размеру начисленных средств, еще в марте прошлого года в минобороны определили жесткие сроки выплаты денежного довольствия. За истекший месяц военные теперь должны получать его с 10-го по 20-е число следующего месяца. Такая схема нужна для того, чтобы в довольствии солдат и офицеров учитывались не только их базовые оклады, но и выплаты за все учения, прыжки с парашютом, другие "платные" мероприятия, прошедшие в течение месяца.
Тем не менее люди по-прежнему жалуются, что положенные им деньги порой не доходят до кошелька военных. Министр обороны Сергей Шойгу вчера подробно обсуждал со своими замами и высокопоставленными генералами, как решить проблему. Шойгу напомнил: этот вопрос неоднократно поднимался на различных уровнях, но "практика показывает, что такие выплаты не всегда осуществляются своевременно и в полном объеме".
Казалось бы, в армии не первый год существует система централизованных выплат через Единый расчетный центр министерства обороны. Деньги солдатам и офицерам теперь кладут на именные банковские карты. Средств на зарплаты военным хватает, воровать их при такой схеме, как утверждают армейские финансисты, практически невозможно. Полтора года назад финансовые сбои в минобороны объясняли двумя причинами. Новая система расчетов в армии тогда только-только заработала, она обслуживала миллион военных и примерно такое же количество гражданского персонала Вооруженных сил. Ее внедрение было связано с подготовкой огромного массива персональных данных.
Выполнить эту работу, что называется, без сучка и задоринки, не получилось. Финансисты чуть ли не в круглосуточном режиме исправляли попавшие в информационную базу ошибки и недобрым словом поминали армейских кадровиков. Те составляли в воинских частях списки личного состава, передавали их в Единый расчетный центр, при этом иногда путая фамилии и инициалы военнослужащих. Внесли сумятицу и сами военные. Например, кто-то сообщал финансистам не свой лицевой счет, а счет жены. И денег по нему, разумеется, не получил.
Сейчас проблема иная - как обеспечить всех военнослужащих возможностью в любой момент снять деньги со своего банковского счета. Для этого минобороны установит дополнительные банкоматы в военных городках, в первую очередь - в удалённых гарнизонах.
По словам замглавы оборонного ведомства Татьяны Шевцовой, уже подготовлены документы, которые определяют установку дополнительных банкоматов на территории многих воинских частей, в том числе - на Тихоокеанском флоте. Речь идет об обеспечении шаговой доступности такого вида финансовых услуг. Пока же в наших гарнизонах есть около 4 тысяч банкоматов, но только 722 из них расположены на территории воинских частей.
Кроме того, минобороны создаёт финансово-расчётные пункты в военных округах. Их задача - принимать документы, по которым осуществляются компенсационные выплаты, проверять авансовые отчеты по командировкам военнослужащих. Там же организуют документооборот с Единым расчётным центром и станут выдавать справки 2-НДФЛ по налогу на доход физических лиц.
- Такие пункты подчинят командующим войсками военных округов. Это даст возможность командирам воинских частей издавать приказы по личному составу и строевой части в финансово-расчётной сфере, - пояснила Шевцова. - На практике это также означает, что в новых рабочих местах Единой расчётной системы появится возможность оптимизировать документооборот между военнослужащим, воинской частью и Единой расчётной системой. Что, в конечном счёте, гарантирует ввод в базу данных всех сведений без потери времени и ошибок.
Между тем
По данным Минобороны, в рамках северного завоза в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока будет доставлено около 50 тысяч различных материальных средств для нужд соединений, воинских частей и организаций, дислоцированных в более чем 180 труднодоступных районах. Груз уже перебрасывают туда авиационным и водным видами транспорта. Расстояние, которое они преодолевают по воздуху, составляет от 1,5 до 4 тысяч км, а водным транспортом - от 2 до 6 тысяч км. Все мероприятия военные планируют завершить до конца сентября.