На соцподдержку москвичей выделено 389 миллиардов рублей

Прямая спина, ясный взгляд голубых глаз, завидная для 88 лет работоспособность. Молодым имя этого человека мало о чем скажет, разве что откроют Википедию. А вот их родителям и уж, конечно, бабушкам и дедушкам объяснять, кто такой Владимир Иванович Долгих, не надо.

Участник Великой Отечественной войны, 17-летие встретил в боях с немцами под Москвой. Дважды Герой Cоцтруда. Секретарь ЦК КПСС, но членом Политбюро так и не стал. На вопрос "почему?" скупо ответил: "Разошлись во взглядах с Горбачевым".

Впрочем, без дела долго не сидел. И вот уже более 10 лет возглавляет Совет ветеранов Москвы. О том, какую роль играет эта организация в жизни столицы, скажет хотя бы такой факт: меньше чем за 3 года у руля города врио мэра Москвы Сергей Собянин встречался с ветеранами 30 раз. О чем они говорили, какие вопросы решали и решают, Владимир Иванович рассказал "РГ".

Владимир Долгих: У нашей организации две отличительные черты. Во-первых, объединяя 1,8 миллиона ветеранов, или большую чаcть московских ветеранов, она самая массовая в стране. Во-вторых, единственная, которая работает системно и имеет четко выраженную структуру. Городской совет ветеранов, вокруг него - 11 окружных и 125 районных советов, плюс 1,5 тыс. первичных организаций. Мы пошли еще дальше: первичные организации состоят из представителей кварталов, домов и даже подъездов. Это нужно, чтобы дойти до каждого ветерана.

Каждые 4 года совет заключает соглашение о сотрудничестве с правительством Москвы. Есть польза?

Владимир Долгих: Это реальный способ закрепить социальные гарантии ветеранам, завоеванные в Москве. Реальная помощь людям важнее, чем голые деньги, особенно в пору инфляции. В итоге москвичи теперь имеют то, чего больше нет нигде в стране. Судите сами. Минимальная пенсия у неработающего пенсионера в Москве - 12 тыс. рублей. Средняя еще выше - 13200, за последние 3 года она выросла на 30%. Бесплатный транспорт - и городской, и пригородные электрички. С санаторными путевками вообще нет проблем. В свое время мэрия по предложению нашего совета приобрела санаторий "Озеро Белое". Закупила автобусы и прямиком доставляла ветеранов туда. Сейчас посложнее. Не с путевками, многие не могут уже ехать без сопровождающего, дети-внуки все же работают. Потому те, кто может передвигаться, получают путевки прямо в городе, в "Никольский парк", расположенный в Зеленограде, или в Реабилитационный центр в Екатерининском парке при Доме ветеранов.

Все фронтовики обеспечены жильем, причем многие не по разу. Тут ведь как - живет участник войны в семье, вроде все хорошо, квартира хорошая, но выросли дети, родились внуки - снова стало тесно. И город опять решает квартирный вопрос. От платы за ЖКХ фронтовики и в значительной части труженики тыла освобождены. Мы сейчас ставим перед городскими властями вопрос шире - освободить всю семью, в которой живет участник войны, а не только лично его. Участников Великой Отечественной все меньше - еще 10 лет назад было 257 тыс., а сейчас осталось менее 30 тысяч.

А что нового сегодня у ветеранов?

Владимир Долгих: Вот смотрите, это у меня - тревожная кнопка. Новинка. С виду обычный мобильный телефон, а на другой стороне - красная кнопка. Нажмешь ее - и диспетчер в Доме ветеранов сразу узнает, кому нужна помощь. У нее под руками истории болезней всех ветеранов - мгновенно вызовет "скорую", даже еще и проинформирует врачей, чем страдает человек, какой именно врач ему требуется. Поможет диспетчер и в любой другой ситуации, которая оказывается порой не по плечу пожилому человеку, тем более если он живет один. Затопило квартиру, например, отключили свет...

Нажмите на кнопку, посмотрим, как действует.

Владимир Долгих: Давайте не будем зря тревожить людей - нет необходимости, сам со всем справляюсь. Взял, чтобы понимать, чем мы обеспечили 25 тыс. москвичей, действительно ли облегчает жизнь. Ветераны хвалят. Популярностью пользуется и мобильная служба реабилитации, когда бригада врачей выезжает на дом с необходимым оборудованием и в течение 28 дней проводит курс реабилитации. Это как бы санаторий на дому. Форм обслуживания ветеранов стало очень много. Стационары дневного пребывания при центрах соцобслуживания, служба сиделок. Все это обходится городу недешево: в этом году на меры социальной поддержки москвичей из бюджета направлено 389,2 миллиарда рублей.

Но ведь, как говорится, не хлебом единым... Что может позволить себе москвич в "лучшую половину жизни", как называет департамент соцзащиты населения свою программу, адресованную пожилым горожанам?

Владимир Долгих: На этот год бюджет Москвы выделил Совету ветеранов десятки миллионов рублей. На них мы помогаем музеям, поощряем активистов, издаем литературу и даже свою газету - "Московский ветеран".

А встретиться, вспомнить свое боевое прошлое есть где?

Владимир Долгих: Недавно Собянин выделил нам целый особняк в самом центре - на углу М. Дмитровки и Страстного. Туда можно просто заглянуть, например, в шахматный клуб, перекусить в кафе, где ветерана накормят обедом всего за 50 рублей, посмотреть фильм.

По рождению вы сибиряк, а по мироощущению?

Владимир Долгих: Сибиряком и остался. Но больше чем за 40 лет жизни и Москву полюбил. Как там в песне поется? "Я люблю подмосковные рощи. И мосты над твоею рекой. Я люблю твою Красную площадь. И кремлевских курантов бой..."

Перемены, которые происходят в столице, принимаете?

Владимир Долгих: Как не принимать? Был, например, недавно в парке Царицыно. Хорошо знаю его, но приятно удивился, насчитав 17 теннисных кортов! И ведь за каждым играют - и молодые, и старые, хотя еще недавно на лавочках там в основном лишь пиво пили. А строительство развязок на дорогах, новых линий метро идет какое, чтобы избавить город от пробок! Как здравоохранение изменилось!

Как думаете, пойдут ветераны 8 сентября на выборы? Многие на дачах, урожай еще не убран, а тут в город ехать.

Владимир Долгих: Должны пойти. Хотя это и правда непросто. Например, лишь на территории Новой Москвы расположено 729 садовых товариществ, в них сейчас, по нашим расчетам, может находиться 150 тыс. москвичей. Поехать в Москву, взять открепительный талон для них целая история... Но идти надо, я уверен в этом. В наших руках - не только наше будущее, у меня, например, 12 внуков и 14 правнуков. И мне не все равно, в чьи руки попадет Москва на этих выборах, как, думаю, и всем остальным москвичам. Потому я обращаюсь к ветеранам: вы все все-таки, несмотря ни на что, дойдите до избирательных участков. За кого голосовать - решайте, конечно, сами. Мы с вами люди опытные, умеем отличать дела и пустые слова. Просто дойдите - я прошу вас.