Такой прогноз "РГ" дал замруководителя департамента торговли и услуг Никита Кузнецов. По его словам в городе работает уже 22 тысячи вендинговых аппаратов. При этом в начале года было 14 тысяч. "Вендинг - один из самых быстроразвивающихся сегментов рынка торговли, - говорит Кузнецов. - Весь мир переходит на продажу товаров повседневного спроса через автоматы". Например, на парижских улицах стоят порядка 120 тысяч автоматов, на нью-йорских - около 200 тысяч. А в Токио, население которого сопоставимо с населением Москвы (в японской столице постоянно приживают 13 миллионов человек, в российской - 12 миллионов), вообще установлено более 500 тысяч вендинговых автоматов. И все они постоянно используются.
В Москве подавляющее количество автоматов, торгующих в основном кофе, чипсами, шоколадками пока стоит в офисах. "Когда город был заполонен стихийными рынками, палатками, ларьками, не было особого смысла обращаться к властям с просьбой дать разрешение на установку вендинговых аппаратов на улицах, - поясняет "РГ" представитель ассоциации автоматизированной торговли Дмитрий Ветров. - Операторы просто бы не выдержали конкуренции. Сейчас другое дело: власти навели порядок в городе. Свернулось большинство рынков, все меньше и меньше людей, которые несанкционированно торгуют около метро, в переходах. Да и хаотичные ларьки изчезли". Поэтому, считает Ветров, самое время операторам развернуться во всю мощь.
Тем более, что, как поясняет Никита Кузнецов, с начала следующего года будут проводиться городские аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов. Всего в 2014 году вендинговых автоматов должно стать больше на 10 тысяч. 5 тысяч разместятся на городских землях и территориях, относящихся к ведению РЖД,
Каких именно? По словам Никиты Кузнецова, автоматы появятся на железнодорожных платформах и в станционных помещениях. "Киоски там все снесли, но людям же нужно где-то купить чай, кофе, бутылку воды или бутерброд, - рассуждает он. - Поэтому автоматы там просто необходимы". Рассчитывают власти, что металлические продавцы хорошо приживутся в подземных переходах, около станций подземки и остановок наземного транспорта, а также в парках.
Очень востребованными у москвичей могут стать молочные киоски. В подмосковных городах они уже стоят и пользуются популярностью. Живущий в Химках Никита Кузнецов и сам признается, что регулярно покупает в автоматах молоко. Литр там стоит от 40 до 50 рублей. Сопоставимо с магазинами ценами. Зато качество "аппаратного" молока намного выше. Вендинговые бизнесмены ориентированы на потребителя, поэтому сами находят проверенных поставщиков. Молоко там всегда свежее. Причем, на каждом автомате обязательно стоит дата дойки, информация о массовой доле жира и белка. Какие молочные автоматы установят на московских улицах, можно было увидеть на специализированной выставке в столичном Доме предпринимателя.
По форме они напоминают старый добрый киоск с козырьком. Покупка молока не отличается от приобретения привычных снэков: человек выбирает продукт, количество литров молока, оплачивает покупку и ждет выдачи. Тара загружена в автомат, так что с пластиковыми бутылочками приходить не нужно.
По мнению Дмитрия Ветрова, должны хорошо прижиться в Москве автоматы по продаже контактных линз, безрецептурных медикаментов, различных аксессуаров для мобильных устройств, газет, журналов и книг. Готовы бизнесмены устанавливать аппараты для продажи мороженного и даже цветов.
Что же касается проблемы вандализма, то она, по мнению главы национальной ассоциации автоматизированной торговли Бориса Белоцерковского, существует, но она решаема. Во-первых, большинство автоматов с антивандальным покрытием, то есть их не так-то легко разбить или покорежить. Во-вторых, город все-таки уже достаточно хорошо оснащен видеокамерами. "Со временем москвичи привыкнут к тому, что торговые автоматы - это не способ поживиться, а обычный магазин шаговой доступности с удобным ассортиментом", - считает Белоцерковский.