Исаак Калина: Гоняться за супершколой больше не имеет смысла

Быть в курсе решений, принимаемых в сфере московского образования, теперь стало просто. Каждый четверг в 16.30 на сервисе YouTube можно увидеть трансляцию селекторного совещания департамента образования, на котором обсуждаются самые актуальные и злободневные вопросы столичного образования. Видеотрансляция в режиме реального времени позволяет жителям, не выходя из дому, получить официальную информацию о том, что происходит в системе образования Москвы от первых лиц.

Тем не менее на некоторые вопросы ответил и.о. министра правительства Москвы, руководителя департамента образования города Москвы Исаак Калина.

Исаак Иосифович, какие основные достижения московских школьников вы можете назвать в 2012/13 учебном году?

Калина: В 2013 году команда школьников Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время существования олимпиады: 84 победителя из 52 школ, а призеров - 237 человек из 76 школ. Победители и призеры Всероссийской олимпиады просто так не появляются. Это значит, что в московских школах есть возможность получить качественное образование.

В 9 предметах из 21, по которым проводится олимпиада, у Москвы более 20 победителей и призеров. Это математика, физика, химия, информатика, английский, немецкий, французский, обществознание, экономика. А в таких предметах, как география, математика, английский, юные москвичи собрали лучшие результаты по всем классам.

Хочется отметить, что количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в Москве увеличилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 25% и составляет 12 412 человек. Победителями и призерами стали 2761 школьник, что почти на четверть больше, чем в прошлом году. Добавлю, что 579 московских школ, а раньше их было всего около 300, по итогам 2013 года подготовили от одного и более победителей и призеров городской олимпиады.

Как прошел набор в первый класс этим летом? Сколько первоклашек сядут за парты в новом учебном году?

Калина: В этом году первоклассников в Москве около 90 тысяч, и большинство из них будут учиться в своем микрорайоне.

Сегодня гораздо больше семей понимают, что близость школы к дому - это главная составляющая качества жизни ребенка. Не секрет, что в Москве на любом виде транспорта возить ребенка в школу несерьезно по отношению к его здоровью и безопасности. В настоящее время все большее количество школ обеспечивают то качество образования, которое устраивает московские семьи. Как я уже говорил, что 579 школ по итогам 2013 года подготовили от одного и более победителей и призеров городской олимпиады. Такие школы есть почти в каждом районе, они равномерно покрывают карту Москвы. Поэтому гоняться за какой-то супершколой и утром поднимать ребенка на два часа раньше, не имеет смысла.

Исаак Иосифович, насколько известно, заявки от образовательных учреждений на объединение в комплексы продолжают поступать в департамент? Это так?

Калина: В течение 2012-2013 годов в департамент образования города Москвы поступили совместные предложения от 3555 государственных образовательных учреждений на создание 1000 многофункциональных школ.

На сегодняшний день создано 817 таких школ, в состав которых вошли 2849 учреждений. По различным причинам были отклонены предложения от 706 учреждений на создание 183 школ-комплексов.

Процесс создания многофункциональных школ продолжается. Рассмотрение департаментом образования города Москвы предложений по созданию данных учреждений предусматривает ряд принципиальных условий. Это принцип территориальной доступности всех зданий будущего образовательного комплекса, доступность востребованного московскими семьями широкого спектра качественных образовательных услуг, а также понимание трудовым коллективом и органами государственно-общественного управления преимуществ многофункционального комплекса и их желание на его создание.

В составе многих комплексов появились и дошкольные отделения...

Калина: В этом случае нет разрыва между детским садом и школой, и выигрывают все: и родители, и дети, и директор. Это та же программа детского сада, только в составе школы. Если родители согласны, то дети после дошкольного отделения автоматически переводятся в первый класс. Детей, которые перешли из дошкольного отделения школы в первый класс той же школы, где и будут продолжать учиться, у нас сегодня почти 7 тысяч.

Каждый думающий директор школы понимает, что дошкольное отделение - это "презентационное отделение" его школы. И если родителям не нравится дошкольное отделение, то они уйдут в другое образовательное учреждение и заберут тот немаленький норматив финансирования, который город выделяет на каждого школьника. Я знаю, что в некоторых дошкольных отделениях московских школ заработная плата воспитателей составляет 50 тысяч рублей. Пока не везде, но это уже устойчивая тенденция.

Заработная плата московских учителей значительно выросла за последние два года. Сколько сейчас получают педагоги Москвы?

Калина: Сегодня каждая школа заинтересована в новых учениках, привлечь которых она может только высоким качеством образования. Узнать среднюю заработную плату учителей сегодня можно самостоятельно - сами школы показывают, какую зарплату они могут обеспечить. Вы можете посмотреть среднюю заработную плату учителей школы на сайте школы, учителей округа - на сайте округа, а по городу эту цифру можно увидеть на сайте департамента образования города Москвы. Средняя заработная плата московских учителей по итогам 6 месяцев 2013 года составляет около 65 тысяч рублей.

Постановление правительства Москвы N 86-ПП не только добавило школам финансирования, но и дало свободу в отношении того, кому и сколько платить. Свободу не директору, а именно школе, то есть учителям, администрации и родителям. Школы стали гораздо рациональнее распоряжаться этими деньгами, потому что у них есть и свобода, и ответственность.

Новое слово в нашем лексиконе - предуниверсарий. Расскажите, что это такое?

Калина: Правительство Москвы приняло решение об увеличении количества школ, которые дают старшеклассникам высококачественное профильное образование. Мы провели переговоры с ректорами более 60 вузов, желающими участвовать в проекте. На сегодняшний день отобраны одиннадцать. Уроки, которые будут проходить в стенах вузов, будут вести преподаватели Высшей школы. Это поможет старшеклассникам получить качественное общее образование и сориентироваться в выборе профессии. Вузы в этом заинтересованы потому, что правительством Москвы принято решение, что город будет финансировать обучение этих детей так же, как финансирует их обучение в школе, т. е. в размере 123 тыс. руб. в год на ученика.

Исаак Иосифович, расскажите еще об одной инициативе, появившейся накануне учебного года. В Москве недавно по инициативе департамента образования совместно с департаментом информационных технологий был создан Клуб директоров "Школа новых технологий". Какова цель создания?

Калина: Цель самого проекта "Школа новых технологий" - повышение качества московского образования посредством современных информационных ресурсов.

Создание одноименного клуба директоров связано со стремлением департамента образования объединить единомышленников для продвижения передовых идей в сфере информатизации образования и массового внедрения новых технологий в московском образовании.

топ-10

Рейтинг лучших московских школ за 2012-2013 годы:

Лицей N 1535

СУНЦ МГУ

Средняя общеобразовательная школа N 179

Центр образования N 57 "Пятьдесят седьмая школа"

Лицей "Вторая школа"

Гимназия N 1543

Физико-математический лицей N 1580 при МГТУ им. Баумана

Лицей N 1502 при МЭИ

Гимназия N 1518

Гимназия N 1514