В "черный" список нарушителей, который будет формировать Росавиация, попадут те пассажиры, которые в течение последних пяти лет нарушали правила поведения в полете и вина их доказана судом.
Это, значит, что "кондуит" будет единым. Значит, тем дебоширам, которые неадекватно себя вели во время рейса на самолете одной авиакомпании, уже не удастся воспользоваться услугами другой.
Вырастут и штрафы. За мелкое хулиганство на борту воздушного судна придется заплатить от 10 до 15 тысяч рублей. Или дебошира ждет административный арест до пятнадцати суток.
К тем же, кто допускает гораздо более серьезные проступки во время полета, которые могут серьезно угрожать жизни и здоровью других пассажиров и членов экипажа, отношение будет намного строже. Депутаты предлагают дополнить Уголовный кодекс соответствующей статьей. Грубое нарушение на борту воздушного судна "общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения" будет наказываться штрафом от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет. В качестве меры воздействия могут быть применены и обязательные работы до 480 часов, либо исправительные работы от одного года до двух лет, а также принудительные работы до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.
Командира воздушного судна планируют наделить правом давать отпор нарушителям, как и остальных членов экипажа. Если им будет оказано сопротивление, особенно, если дебошир не один, а, допустим, с подвыпившей компанией туристов, то они будут наказаны гораздо строже. Каждому из хулиганов будет грозить штраф уже в размере от 500 тысяч до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет. Либо нарушителей будут ждать принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет.
Случаи хулиганства на борту воздушных судов происходят все чаще. Пассажиры, нередко находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, устраивают драки не только с "соседями по креслу", но с призывающими их к порядку членами экипажей. Как показывает практика, отмечают авторы законопроекта, существующая нормативная база не дает достаточных возможностей для предотвращения и профилактики подобных инцидентов.
Законопроект, конечно же, сделает более правомочной практику взыскания штрафов и фиксации нарушений, считает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Хотя, добавляет он, "сегодня у авиакомпаний есть возможность подать в суд на любого злодея с требованием в полной мере удовлетворить нанесенный ущерб. И такие требования с высокой степенью вероятности удовлетворяются судом".
Однако, рассказал эксперт "РГ", "до тех пор, пока в обществе не будет изменено отношение к злоупотреблению спиртным и не будет меняться культура поведения в общественных местах, говорить о серьезных изменениях не придется. Одни карательные меры тут не помогут", - считает Пантелеев.