Академия наук должна вести диалог с обществом и государством на равных

В 2013 году Минобрнауки России провозгласило старт реформы Российской академии наук, и в считанные дни тема реформирования РАН стала самой обсуждаемой в российском обществе. Поскольку академия наук пользуется высоким авторитетом среди россиян, то неудивительно, что громкие заявления ряда академиков о губительности сценария начавшейся реформы были безоговорочно приняты на веру многими согражданами, которые искренне обеспокоены будущим российской науки.

Прежде всего противниками преобразования РАН был высказан тезис о том, что реформа ломает структуру управления наукой, якобы созданную еще Петром Великим.

Разберемся, так ли это в действительности...

Созданную по воле Петра Великого академию порой называют "клубом ученых", она менее всего напоминала государственное учреждение, являясь сообществом интеллектуалов начала ХVIII века. По сути, академию Петр создавал по образцу западных учреждений, с деятельностью которых русский государь был близко знаком, будучи членом Парижской академии. Кроме того, костяк созданной академии составляли зарубежные ученые, прибывшие работать в Россию, - Л. Эйлер, Ф. Миллер, Н. и Д. Бернулли, Ж. Делиль и др. Вместе с интеллектуальным багажом они принесли в Россию и принципы организации науки.

Согласно расхожему мифу, вся история Российской академии наук - это словно бы "прямая линия", проведенная сквозь века от Петра Великого до наших дней. На самом же деле под вывеской "РАН" сегодня пытаются скрыть историю разных учреждений, никогда не являвшихся преемниками друг друга.

Итак, раскрученный бренд "РАН" пытается вобрать в себя: существовавшее с 1724 по 1747 годы учреждение точных и гуманитарных наук, не имевшее официального названия и в указе Петра именовавшееся "академией наук и курьезных художеств",

Санкт-Петербургскую императорскую академию наук и художеств, именованную так в Регламенте императрицы Елизаветы Петровны, возникшую в 1803 году Императорскую академию наук, учрежденную Николаем I Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук, образованную Временным правительством Российскую академию наук, Академию наук СССР.

Эти шесть учреждений выполняли разные задачи и вели не только научную деятельность (включая в себя также "курьезные художества"). До 1747 года академия выполняла также и образовательные функции, пока императрица Елизавета не разделила Академию и Университет.

Организация, которая сегодня носит название "Российская академия наук", ведет отсчет от 1991 года.

Считается, что указом президента РФ Б. Ельцина от 21 ноября 1991 года Российская академия наук была "воссоздана". Но сам факт "воссоздания" вызывает недоумение. Какая именно из шести организаций-предшественников воссоздавалась первым президентом России?

Напомним, что Российская академия наук существовала в период с 1917 по 1925 год, после упразднения Императорской Санкт-Петербургской академии наук, члены которой в своем большинстве не приняли Октябрьскую революцию. Финансированием вновь созданной структуры занимались Наркомпрос и Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ).

Стремясь к централизации управления научной жизнью страны, большевики в 1925 году создают новое учреждение - Академию наук СССР, в структуре управления которой очень мало общего как с Российской академией наук (1917-1925), так и с дореволюционной Императорской Санкт-Петербургской академией наук. Вместо многообразия форм научной жизни возникла одна структура. Ни до, ни после российская наука не знала столь жесткого государственного контроля, проникавшего во все сферы научно-исследовательской деятельности. Сам пост президента АН СССР можно назвать должностью "министра науки".

Поэтому в АН СССР трудно видеть продолжателя традиций Императорской академии наук, в которой каждый ученый сохранял как личную свободу, так и свободу выбора научной деятельности.

В 1991 году с распадом страны общесоюзная научная организация прекратила свое существование. Как известно, в СССР все республики имели свои Академии наук, кроме РСФСР. Отделения АН СССР в бывших союзных республиках после 1991 года стали самостоятельными академиями.

А в России в 1991 году появилось свое "главное" научное учреждение.

Для того чтобы придать легитимность статусу "главной" академии (а новое законодательство РФ позволило создавать и общественные, альтернативные академии наук!), понадобилось создать миф о "едином пути" развития академического учреждения, из которого были бы исключены как ставшие "непрофильными" академии (Академия художеств, Академия педагогических наук, Академия медицинских наук), так и региональные отделения, после 1991 года ставшие зарубежными. Так была подчищена и отлакирована академическая история.

Но если и вправду возвращаться к Петровским временам, то надо понять, как в современном мире работают организации, являющиеся прямыми аналогами РАН, то есть - общегосударственные научные учреждения. Например, в США сегодня основными научными центрами являются университеты, а Национальная академия наук - это скорее "витрина" научного мира, элитарный клуб, попасть в который можно опять же через достигнутые в университетах научные результаты. В Германии существует Союз немецких академий наук, объединяющий восемь крупнейших научных учреждений, - и главная функция союза состоит в налаживании межотраслевого сотрудничества, в координации взаимодействия научного мира и общества. Во Франции CNRS - Национальный центр научных исследований - координирует деятельность научных учреждений и университетов, выполняет представительские функции, служит коммуникативной площадкой для научного и общественного диалога. Эти организации представляют науку за рубежом, помогают наладить международные связи, способствуют инновационной деятельности, присуждают премии, издают журналы и т.д.

Словом, это эффективные коммуникаторы.

В отличие от РАН, эти авторитетные учреждения не претендуют на монополию в научном мире, они ведут диалог с обществом и государством не с позиций "генералов от науки", а на равных.

Уместно напомнить, что еще в начале ХХ века Императорская академия наук утрачивала позиции главного научного центра - эти функции брали на себя университеты, которые быстрее и точнее реагировали на вызовы времени. Но советской административно-командной системе проще было управлять единой научно-исследовательской организацией, чем множеством неконтролируемых центров вузовской науки. Поэтому была выбрана другая, мобилизационная стратегия научного развития.

Сегодня, когда российское общество обсуждает перспективу реформирования РАН, необходимо четко отделить мифы от реальности. Очевидно, что "монополия на науку" в современном мире стала невозможной.