Новости

03.09.2013 00:48
Рубрика: Экономика

С корабля в вагон

В развитие портового хозяйства в Азово-Черноморском бассейне и расширение возможностей по перевозке грузов железными дорогами в регионе до 2020 года будет вложено свыше 514 млрд рублей. Это позволит довести почти до максимума перевалочные возможности Новороссийского порта, запустить на полную мощность порт Тамань и практически удвоить пропускную способность РЖД.

По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в южнороссийских портах достигнет 150 млн тонн, что более чем в два раза превышает нынешние их возможности. Из-за этого порядка 100 млн тонн грузов сегодня уходят только в порты Балтии и Украины. Порты не справляются с перевалкой, а железнодорожники - с выросшими объемами грузов. Из-за этого возникают многокилометровые пробки у припортовых станций, парализуя движение на самых напряженных в летний период участках - на Черноморском побережье Кавказа.

Транспортной стратегией России до 2030 года предусматривается, что доля портов сопредельных государств в перевалке наших экспортных грузов за этот срок снизится более чем в три раза по сравнению с уровнем 2012 года и составит не более 4% от всего потенциала грузов. Но для этого необходимо в срочном порядке вкладывать средства в наращивание ныне существующих портовых мощностей и строительство новых портов и терминалов.

- Совокупная мощность портов практически полностью исчерпана, - считает министр транспорта России Максим Соколов. - По данным последнего года, оборот составил даже чуть выше - 70 млн тонн, то есть уже за пределами пропускной способности. И, как результат, мы видим, что, поскольку упало в определенной степени качество этой перевалки, за первое полугодие этого года темпы перевалки уже сокращаются.

Сложность ситуации в том, что основной объем грузоперевалки в регионе из 12 южнороссийских портов несут лишь три - Новороссийск (66%), Туапсе (10%) и Ростов-на-Дону (6%). Из них первые два по своему географическому положению уже исчерпали возможности для расширения.

Вторым в России по объемам должен стать строящийся порт Тамань, который к 2019 году может переваливать до 94 млн тонн сухих грузов. Его плюсами является лучшая погода, чем в Новороссийске (60 штормовых дней в году) и хорошие глубины (могут подходить суда дедвейтом 180 тысяч тонн - максимум, что пропускает Босфор и Дарданеллы). Стоимость строительства порта с учетом объектов частной собственности, планов инвесторов в целом оценивается в 228 млрд рублей. Уже сейчас общий объем заявок со стороны инвесторов на строительство терминалов Тамани почти на 20% превышает его проектную мощность, а ныне существующие железнодорожные подъезды к порту не в состоянии перевалить и части этих объемов.

Поэтому важнейшим фактором финансовых вложений со стороны государства является их "параллельность", так как наращивать мощность портов без развития железнодорожных подходов к портам просто бессмысленно. Именно параллельно строительству Таманского порта правительство планирует до 2020 года совместно с РЖД вложить 163 млрд рублей в развитие подъездных путей к полуострову с расшивкой Краснодарского железнодорожного узла. Ожидается, что это позволит увеличить пропускную способность дороги до 65 млн тонн.

Экономика Транспорт