Действия контролеров в отношении местных властей отрегулируют

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, регулирующий деятельность контрольно-надзорных госорганов в отношении местных властей. Документ стал результатом масштабной, системной работы по решению одной из острых проблем, которая уже давно находится в центре внимания государства, местных властей и бизнес-сообщества.

В начале года прошло заседание Совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления, посвященное этой теме. В ходе подготовки к нему Всероссийский совет местного самоуправления провел мониторинг и проанализировал проблемы в этой сфере. Проблем было выявлено очень много, в тот числе частые необоснованные проверки в отношении органов местного самоуправления (МСУ) и запросы общедоступной информации со стороны надзорных инстанций.

По итогам заседания Совета президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству разработать и внести в Госдуму законопроект, направленный на регулирование количества проверок и содержащий запрет на запрашивание сведений, которые опубликованы на официальных ресурсах органов МСУ в открытом доступе.

В дальнейшем предусматривается нормативно-правовое оформление и иных мер, регламентирующих деятельность контрольно-надзорных органов в ключе решения выявленных проблем.

Важной новацией законопроекта является норма, устанавливающая адекватные сроки для исполнения прокурорских требований. Сейчас контролеры выделяют муниципалам на удовлетворение информационных запросов (опять же - не всегда целесообразных) один или два дня. Однако, несмотря на общедоступность этой информации, ее сбор требует гораздо большего времени. Исполняя требование контролеров, муниципальные служащие отвлекаются от первоочередных дел по решению неотложных задач местного значения.

Слишком сжатые сроки даются местным властям и на приведение муниципальной нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной и региональной. На практике мы часто сталкиваемся со случаями, когда на следующий день после принятия федерального закона муниципалы уже получают прокурорские протесты по поводу возникшей рассогласованности.

Наконец, о сроках стоит сказать и в связи с приведением определенных объектов в нормативное техническое состояние. Аналогичная ситуация: муниципалитет только-только успел принять имущество на баланс, а прокуратура уже наложила штраф.

В законопроекте четко отражены и упорядочены меры по организации всего комплекса проверочных мероприятий. Ведь не секрет, что часто разные государственные органы проверяют один и тот же муниципалитет по одним и тем же показателям. Такое дублирование исключается в законопроекте, что сэкономит и финансовые, и трудовые, и организационные ресурсы.

Наконец, проблема иногда заключается не столько в правилах и регламентах, сколько в самих прокурорах и их профессионализме, который далеко не всегда оказывается достаточно высоким. Сюда надо добавить еще и то, что оценивается их деятельность по количественному критерию - числу выявленных нарушений и поданных протестов (пресловутая "палочная система"). В этой ситуации органам местного самоуправления приходится особенно трудно.

Все эти проблемы должны быть решены законодательно. И, конечно, нужно создать условия для практической реализации закона. Необходимо сформировать качественную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников контрольно-надзорных служб, выделить на эти цели достаточно средств. И главное - подобрать программы обучения. Консультативно-методическую помощь в просвещении прокуроров могут оказать эксперты-муниципалисты, общественные организации.

Надо, однако, признать, что непростые отношения местных властей с государственными контролерами далеко не всегда обусловлены неправомерными действиями последних. Часто муниципалы не могут выполнить вполне разумные, обоснованные требования. Муниципалы тоже далеко не всегда отличаются высокой компетентностью и не всегда из-под пера местных "законодателей" выходят качественные нормативно-правовые акты.

Поэтому наряду с мерами по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности госорганов нужны дополнительные решения. Это - совершенствование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров и улучшение финансирование данных программ. Требуется ревизия муниципальных полномочий в целях приведения их в соответствие с перечнем вопросов местного значения, наведения порядка в федеральном и региональных регистрах нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Обеспечение оказания регулярной консультативной, методической, аналитической и информационной помощи органам местного самоуправления в нормотворческом процессе. Исключение излишнего надзора за деятельностью органов местного самоуправления и наложения чрезмерных штрафов.

Муниципалы тоже нуждаются в регулировании, но зачастую низкий уровень обеспеченности местных бюджетов не позволяет им исполнять правомерные требования контрольно-надзорных инстанций - по ремонту и реконструкции недвижимости и по приведению муниципальной дорожной сети в пригодное к эксплуатации состояние, и по другим позициям. Крайне важно сконцентрировать внимание на вопросе повышения финансового обеспечения муниципальных образований. Некоторые меры уже значатся в плане реформы бюджетно-налогового законодательства, которую кабинет министров сейчас проводит. Но их законодательного оформления пока не последовало. Пожалуй, пора переходить от слов к действию.