03.09.2013 11:17
    Поделиться

    Центр общественного контроля научит липчан экономить на "коммуналке"

    Центр общественного контроля учит граждан экономить на "коммуналке"
    В регионах начали появляться центры общественного контроля (ЦОК) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В Липецкой области такой центр открыли одним из первых. С чем липчане обращаются к общественникам и насколько эффективен новый институт, выясняла корреспондент "РГ".

    Войти в диалог

    Несмотря на то, что ЦОК работает всего два месяца, посетители идут сюда один за другим. Липчане приходят в Центр за информацией о новой системе капремонта многоквартирных домов, за разъяснением законодательства по вопросам ЖКХ, за рекомендациями по деятельности Советов многоквартирных домов. Не обходится, разумеется, без жалоб.

    Жители 16-этажки по улице Зои Космодемьянской принесли в ЦОК коллективное обращение.

    - Нам в счет за отопление, помимо квартиры, включают и общедомовые нужды, - рассказывает Александра Пономарева. - А у нас нет общих расходов по теплу, поскольку отсутствуют отопительные приборы и в подъезде, и на чердаках, и в секциях. Откуда же берется плата, которая почти равна тому, что мы отдаем за квартиру? В нашей управляющей компании говорят, что все начислено правильно. Вот мы и пришли, чтобы нам помогли разобраться: за что же с нас берут деньги.

    О состоянии своего дома жильцы рассказывают с горечью:

    - Двери открыты, стекла разбиты. Трубы, которые должны отапливать наши секции, давно срезали. Мы даже не можем снять показания общедомовых приборов учета, поскольку в подвале воды по колено. Боимся, что от сырости наша многоэтажка совсем рухнет.

    Платить за утекающие кубометры воды также приходится жильцам. Но на вопрос: почему вы не смените управляющую компанию или не создадите ТСЖ, ведь это в полномочиях общего собрания собственников жилья, отвечают:

    - Мы не уверены, что вместо этой УК найдем лучшую. Потому и хотим заставить свою управляющую компанию работать в соответствии с законом.

    - Собственник жилья вправе участвовать в анализе расхода тепловой энергии и расчетах начисления платежей, которые проводит исполнитель коммунальных услуг, - напомнила консультант ЦОК Людмила Полухина. - Для проверки расчетов платежей запросите в своей управляющей компании расшифровку с общедомового прибора учета тепла за отопительный период и акт, подтверждающий, что у вас нет отопления в местах общего пользования. Поскольку без этих документов проверить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги, невозможно. Если УК не предпримет никаких мер, придется обратиться в госжилинспекцию, которая осуществляет над ней контроль и, в случае необходимости, сможет привлечь к административной ответственности.

    Людмила Полухина уверена, что многие вопросы можно было бы снять еще на уровне обращения в УК. Но, к сожалению, построить конструктивный диалог между управляющими компаниями и жильцами удается не всегда.

    Построить конструктивный диалог между управляющими компаниями и жильцами удается не всегда

    - Часто срабатывает человеческий фактор, - говорит она. - Проблема в том, что иногда в управляющих компаниях не могут вежливо и доходчиво объяснить собственникам ситуацию. А порой они и сами не хотят слушать, что им говорят. При этом гражданам нужно быть активнее и объединяться. Мы помогаем нашим посетителям стать квалифицированными потребителями услуг жилищно-коммунальной сферы, а в некоторых случаях - и активистами. Так, жителям одного из домов по улице Космонавтов удалось установить такие отношения со своей управляющей организацией, что без учета мнения собственников в их здании не делается ничего.

    Спасибо старушкам

    Вместе с Людмилой Полухиной на базе центра проводят приемы представители некоммерческих организаций, общественники, сотрудники профильных управлений. А основные посетители - пенсионеры. "Пока на них в основном и держится весь общественный контроль в сфере ЖКХ", - говорят здесь. И приводят пример, как к ним обратились жильцы одной из многоэтажек Липецка с просьбой разобраться, почему им за коммунальные услуги начисляют гораздо больше, нежели в соседнем доме-близнеце, имеющем договор с той же управляющей компанией. Оказалось, что там, где платят меньше, проживает "въедливая старушка", которая контролирует за УК каждую цифру.

    - Хотелось, чтобы этой работой заинтересовалась и молодежь, - говорят сотрудники ЦОК. И хотя молодые люди время от времени тоже обращаются, но не так активно, как люди старшего поколения.

    Больше всего от липчан поступает жалоб на невыполнение договорных обязательств управляющими компаниями. Много обращений и по начислениям платы за горячую воду на ОДН. За ними следуют вопросы по смене управляющих компаний. В ЦОК даже задумали написать по этому поводу брошюру с методическими рекомендациями.

    В "одно окно"

    Центру общественного контроля власти выделили помещение в том же здании, где расположены государственная жилищная инспекция, управления энергетики и тарифов и ЖКХ Липецкой области. Это очень удобно: есть возможность многие вопросы решать по принципу "одного окна".

    - У нас хорошие отношения с "соседями", - отметила Людмила Полухина. - Если наших знаний недостаточно, сразу обращаемся за разъяснениями к их специалистам. И поэтому уже сейчас многие вопросы решаем на месте.

    Какие-либо результаты деятельности ЦОК подводить рано, говорят общественники. Но положительные примеры работы уже имеются. Так, после обращений Центра в соответствующие структуры гражданам производили возвраты по платежам на ОДН и за горячую воду. Был случай, когда посетителям ЦОК удалось уменьшить тариф на содержание и ремонт жилья, поскольку госжилинспекция установила, что в этом доме не проводили собрание собственников жилья, полномочного устанавливать этот тариф.

    А недавно общественникам удалось разоблачить "мошенников".

    - К нам обратилась жительница Липецка с просьбой разобраться, на основании какого постановления обладминистрации липчан заставляют приобретать газовые анализаторы, - вспоминает Людмила Полухина. - Оказалось, что к ее матери приходили люди, представившиеся сотрудниками газовой компании, и предложили заключить договор на установку такого прибора. Причем пообещали, что ей, как труженику тыла, это будет стоить вдвое дешевле. Такие же визиты "газовики" нанесли и к ее соседям, также относящимся к льготной категории граждан. Мы, в свою очередь, связались с газовой компанией. Там нам сказали, что никаких документов, обязывающих жильцов приобретать газовые анализаторы, не существует, и такие инциденты в регионе не редкость. Так женщина сберегла деньги и себе, и соседям.

    Прямая речь

    Руслан Губайдулин, замглавы администрации Липецкой области:

    - Центр общественного контроля в Липецке был создан по соответствующему поручению президента. Идея в том, чтобы повысить публичную открытость отрасли, помочь органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, контролировать работу управляющих компаний, следить за коммунальными тарифами. Пока мы учимся совместно работать. Оказываем Центру информационную поддержку. В ближайшее время заработает прямая телефонная линия, и жители смогут сообщать о возможных необоснованных завышениях оплаты услуг ЖКХ. При этом Центр общественного контроля не должен быть только местом сбора жалоб. В первую очередь, это площадка для конструктивного диалога, обсуждения проектов и рождения идей. Самые рациональные из них власть поможет воплотить в жизнь.

    Поделиться