Картина последнего, потенциальный прокатный хит "Географ глобус пропил", получила Гран-при зрительского конкурса (300 тысяч рублей), а также спецприз жюри за актерский состав. Приз за режиссуру (250 тысяч рублей) уехал в Казахстан - он достался Эмиру Байгазину за фильм "Уроки гармонии". Наконец, приз за лучшую мужскую роль получил Александр Яценко ("Долгая счастливая жизнь"). О том, чем запомнился фестиваль на Сахалине, кому и зачем он был нужен, рассказывает Василий Степанов.
На остров Сахалин многие гости приехали с одноименным томиком Чехова. Что, конечно, правильно. Как свою главную достопримечательность, очень многое определяющую в современном облике острова, воспринимают Антона Павловича и местные жители. Здесь легко найти и сувенирные магнитики в виде миниатюрного форзаца первого издания "Острова Сахалина", и открытки со знакомым с детства лицом в пенсне. А главная площадка III Сахалинского международного кинофестиваля "Край света", стоящая прямо напротив дома краевого правительства, называется "Чехов-центр": откуда-то сверху здания, в эту неделю увешенного символикой фестиваля, за всем происходящим внимательно следит мягкий чеховский профиль.
Чехов-центр - это, конечно, прежде всего дом Мельпомены, что видно и по устройству глубокой сцены и по светлому тону стен в зале, но когда площадку штурмует тысяча сахалинцев, не попавших на новый фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил" (билетов уже нет, аншлаг), понимаешь, что театр в эту неделю окончательно побежден кинематографом.
Велединский, представляющий фильм со сцены лично, сорвал громовые аплодисменты, а его фильм о непутевом учителе в затяжном жизненном кризисе за время просмотра несколько раз удостоился овации: когда зрители устают хохотать, они начинают хлопать. Судьба всех конкурсных фильмов здесь решалась в том числе и благодаря зрителям: после каждого показа проходило голосование. Люди опускали специальные флаеры в урны, когда-то бывшие пленочными яуфами. Неудивительно, что зрительские симпатии достались именно "Географу..." - удивительно, что, как сообщил со сцены на церемонии закрытия генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович, фильм Велединского лишь на несколько сотых процента обогнал иностранную картину конкурса (какую, впрочем, он не уточнил).
Именно ради моментов зрительского единения в зале, по словам главных идеологов фестиваля генерального продюсера Алексея Аграновича и программного директора Алексея Медведева, и стоило заваривать кашу с фестивалем на краю света. Зрители Южно-Сахалинска с одинаковым воодушевлением принимают и корейские триллеры, и специально представленный на площади фильм "Брат", ушедшего в этом году Алексея Балабанова. Они - главное достояние фестиваля.
Последние годы по всему миру идет процесс децентрализации фестивального движения. Цифровая революция и увеличение кинопроизводства ведут к тому, что киносмотры, в том числе и международные, конкурсные растут как грибы. Уходят из больших городов, открывают новые территории. И Сахалинский фестиваль - естественное продолжение этого процесса. Важное продолжение. Что и говорить, Сахалин, отделенный Татарским проливом от континентальной России, а проливом Лаперуза - от Японии, связывающий Восток и Запад, Сахалин, весомую часть жителей которого составляют корейцы (неслучайно одна из важных внеконкурсных программ фестиваля - "Корейские подозреваемые"), представляется подходящим пространством даже не для диалога культур, как обычно выражаются пресс-релизы, а для возникновения уникальной культурной и кинематографической среды.
Удаленность Сахалина от центра России, разреженная новостная среда острова на руку создателям фестиваля: можно отрешиться от перенасыщенной московской культурной повестки дня и сформировать свой контекст - составить программу, исходящую из потребностей обыкновенного человека с открытым сердцем, ввести в мир большого кино неофита. В конкурсной программе этого года, сверстанной, как и полагается на фронтире, как диалог своих и чужих, фильмы не только из России, но и из Японии, Южной Кореи, Филиппин, Шри-Ланки, Тайланда. Это не экзотика, а тонко подобранный фестивальный урожай последнего года: большая часть картин уже была представлена и премирована на крупных международных конкурсах. В эту амбициозную программу, где кумиры мирового авторского кино Брильянте Мендоса и Хон Сан Су встречаются со сверхакутальными для России Виталием Манским и Александрмо Велединским, программному директору удалось внедрить сюжет, который проявлялся даже в мелочах, о которых до начала фестиваля никто не догадывался. Например, многие критики еще во время сочинского "Кинотавра" отметили сходство мотивов "Географ глобус пропил" с "Утиной охотой” Александра Вампилова, а за одним из фестивальных ужинов на Сахалине выяснилось, что режиссер Прасанна Витханаге из Шри-Ланки (конкурсный фильм "С тобой, без тебя", поставленный по мотивам "Кроткой" Федора Михайловича Достоевского, получивший приз Гильдии киноведов и кинокритиков России) переводит пьесы Вампилова у себя на родине. Уже сделан перевод "Старшего сына", работа над "Утиной охотой" ведется.
Знатоком русской словесности показал себя на фестивале и великий оператор Кристофер Дойл, каждому новому знакомому он пытался прочитать что-нибудь из Маяковского. Оператор-постановщик знаменитых фильмов Вонга Карвая, Чжана Имоу и Джима Джармуша, живущий между Гонконгом, Лондоном и Токио, прибыл на кинофестиваль, чтобы провести мастер-класс, хотя сам он слово "мастер-класс" не любит, а любит плыть по течению своего видения, находить источники для вдохновения. Именно этим умением Дойл делился с теми, кто пришел на мероприятие (на всех фестивальных встречах с кинематографистами в Южно-Сахалинске собирается поразительно многочисленная и внимательная публика). Одной из частей урока стал показ фрагментов "Летят журавли". По словам гостя для него работа классика отечественной операторской школы Сергея Урусевского - "настоящий учебник по операторскому мастерству". Дойл общался со зрителями три часа, его выступление произвело настоящий фурор, кроме того, много времени он провел в мастерской по производству короткометражного кино. Трудно переоценить важность подобных встреч для тех, кто только начинает свой путь в большом кинематографе.
"Край света", действительно, оказался местом встреч. Мало какой фестиваль в России может похвастаться тем, что в его жюри вошел каннский лауреат (в этом году к сахалинцам приехал Цзя Чжанке, и полный зал внимательно смотрел его последний фильм, совсем недавно победивший в Каннах). Такие актуальные фигуры - Чжанке, Дойл, Мендоса - привлекают к новому фестивалю международное внимание, так кинематографисты открывают для себя новое место, и заваривается каша долгого процесса, который непременно даст свои плоды. Ведь по своим географическим и природным качествам Сахалин уникален. Здесь могла бы быть производственная база не только для российского кино (интересно, что все три отечественные картины конкурса "Геграф глобус пропил", "Долгая счастливая жизнь", "Труба" сняты именно в удаленных от центра регионах), но и для восточно-азиатских кинематографий. Конечно, сейчас в крае нет для этого инфраструктуры, специалистов. Но, возможно, через несколько лет именно Сахалинский кинофестиваль окажется тем первым камнем, который был положен в фундамент для развития местной киноиндустрии. С этой точки зрения каждый рубль, вложенный в фестиваль руководством Сахалина, кажется чрезвычайно перспективной инвестицией.