Асель Арстанбекова, член экспертной панели центра взаимодействия бизнеса и общества СНГ:
У термина " корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса" есть более 200 определений. Каждое из них верно. К примеру, в странах Европейского Союза это добровольное согласие компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. В Китае бизнес уделяет больше внимания здоровью и безопасности рабочих. В России говорят о вкладе компаний в экономическую и экологическую сферы. Какая модель (и определение) социальной ответственности бизнеса будет применяться в Киргизии, еще предстоит оценить.
Фактически КСО - это участие предпринимателей в жизни общества, их разумный вклад в реализацию значимых социальных, экономических и экологических проектов.
Дискуссии об устойчивом развитии, корпоративной социальной ответственности распространились по всему миру и, выйдя из экономической сферы, уже вторгаются в область политики не только в развитых, но и развивающихся странах, в том числе и в Центрально-Азиатском регионе. Киргизия не стала исключением.
В республике сейчас состояние экономики и бизнеса вызывает неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, несмотря на сложный период (политические конфликты, экономические преобразования, отсутствие государственной поддержки), бизнес вкладывает серьезные инвестиции в социально-экономическое развитие страны. С другой - наблюдаются противоречивые ситуации, когда отсутствие системного подхода в деятельности КСО приводит репутации предпринимателей к краху.
Позитивный момент заключается в том, что эта тема активно обсуждается в деловых кругах сегодня. На мой взгляд, количество компаний, для которых соблюдение определенных принципов в жизни общества является нормой, все же растет. Процесс развития концепции социальной ответственности бизнеса в КР стартовал, но это только начало долгого пути.
И если термин "корпоративная социальная ответственность" пока в новинку для Киргизии, то благотворительность - обычная и распространенная прак-тика для компаний страны. Более 60 процентов социальных программ бизнеса в стране направлено на реализацию благотворительных мероприятий и проектов. Согласно исследованиям, рейтинг наиболее вовлеченных в благотворительные программы возглавляют такие секторы, как недропользование, телекоммуникации (мобильные операторы), финансовые компании (банки), торговля и услуги (торговые сети). Важно только помнить, что необдуманная, несистемная благотворительность также создает риски, которые должны учитываться. Например, благотворительная деятельность может приводить к иждивенческим настроениям и росту неоправданных потребностей. Она может расцениваться как "торг" за право ведения бизнеса, "откуп и покупку" лояльных мнений. В этом случае, в первую очередь, рекомендуется определять эффективность таких проектов.
Вместе с тем хочется, чтобы общественность понимала: благотворительность - одна из важных составляющих социальной ответственности, но понятие КСО обширнее, оно включает несколько направлений. Это и забота работодателей о своих работниках, и сохранение экологии, и спонсорство, и этика бизнеса - прозрачность деятельности, соблюдение законов, выпуск качественной продукции, не наносящей вреда потребителям. И здесь мнение экспертов однозначно: если какая-то компания занимается благотворительностью, но при этом, к примеру, наплевательски относится к охране труда на своих предприятиях, то назвать ее социально ответственной нельзя.
КСО сегодня становится объективной необходимостью. Это, вне всякого сомнения, перспективные, хотя и долгосрочные вложения. И они дадут реальную прибыль в виде роста доверия потребителей, увеличения спроса на продукцию, установления хороших отношений с местным населением и так далее. Особенно важна социальная ответственность для компаний, чья деятельность активно обсуждается в обществе и вызывает резонанс. К примеру, для компаний сферы недропользования, микрофинансового сектора или алкогольной, табачной отраслей.
Местные компании уже давно выходят за рамки обычной благотворительности и все больше перенимают современные зарубежные формы социальной ответственности, инвестируя часть прибыли в общественно полезные инициативы. Много положительных примеров, когда компании инвестируют деньги и интеллектуальный потенциал в решение экологических и социальных проблем, энергоэффективные технологии, инновационные проекты, просветительские, обучающие программы. Правда, чтобы получить "штамп" о КСО, компаниям нужно провести внешнюю оценку и нефинансовый аудит своей деятельности. Пока такая практика еще не распространена.
Надеюсь, Киргизия тоже в скором времени подключится к процессам устойчивого развития. Но в любом случае отношения между бизнесом и обществом должны развиваться планомерно и обдуманно. Компании должны перестроить свою политику с учетом более эффективных процедур коммуникаций, стратегически обдуманных решений и активности в сфере социальной ответственности.
Успешность решения вопросов в области КСО во многом зависит от взаимопонимания и активного сотрудничества между государством, бизнес-структурами, неправительственным сектором, СМИ и обществом. Ведь развитие корпоративной социальной ответственности в КР - это шаг к стабилизации в сфере социальных потребностей, установлению цивилизованных взаимоотношений в обществе.