03.09.2013 23:20
    Поделиться

    Житель Стокгольма пытался заглушить призыв муэдзина автомобильным гудком

    Жителя Стокгольма, который пытался заглушить призыв с минарета, могут отправить за решетку
    Необычное дело пришлось разбирать шведским следователям. На скамье подсудимых оказался 22-летний житель Стокгольма, которого обвиняют в "препятствовании религиозной деятельности". Делал он это весьма своеобразно: разъезжал на автомобиле вокруг местной мечети и громко сигналил, пытаясь заглушить призыв муэдзина к молитве.

    Тем самым молодой человек выражал протест против решения городских властей, которые разрешили служителям мечети созывать верующих на молитву с минаретов через громкоговоритель. Согласно регламенту, делать это можно только по пятницам около часа пополудни - в течение трех-пяти минут.

    Нововведение, как выяснилось, пришлось по душе не всем. Дело в том, с 1994 года и до недавнего времени в стране действовал запрет на публичный призыв к намазу. Считалось, что это нарушает спокойствие местных жителей. Но в апреле полицейское управление Стокгольма запрет отменило, а городские советы это решение поддержали. Тогда представитель партии христианских демократов, который не присоединился к мнению большинства, уверял, будто коллеги просто "побоялись пойти против исламских диаспор, имеющих в городе значительное влияние".

    Сегодня мусульманская община Швеции насчитывает около 400 тысяч человек, большинство из них иммигранты, в том числе беженцы из Сомали, Афганистана, Ирака и других горячих точек. Избежать конфликтов на межконфессиональной почве удается не всегда. Так, в мае пригороды шведской столицы охватили массовые беспорядки - сродни тем, что устраивала арабская молодежь в Париже восемь лет назад. На этот раз их спровоцировало убийство пожилого иммигранта в его собственном доме стражами порядка. Шведские СМИ сообщали, что полицейские пришли к нему с обыском, а потом мужчина якобы набросился на них с ножом и был застрелен на месте. Что там произошло на самом деле, толком неясно до сих пор.

    Как бы то ни было, новость об убийстве разнеслась по "сарафанному радио" среди иммигрантских общин Швеции, и возмущенная молодежь вышла на улицы, принявшись громить витрины магазинов и поджигать автомобили. Тогда власти Швеции успокаивали общество, объявив, что далеко не все мигранты причастны к погромам.

    Кстати, выходка молодого шведа имела место незадолго до тех событий. Их эхо уже отгремело, а вот что делать с нарушителем спокойствия, который пытался сорвать молитву, правоохранительные органы Швеции до сих пор не придумали. Случай уж слишком неординарный. Если юношу признают виновным, он может отправиться за решетку на полгода.

    В других европейских странах подобных прецедентов не было. Однако примечательно, что власти Великобритании приняли решение впервые транслировать по государственному телевидению пение муэдзина в священный для мусульман месяц рамадан как раз на фоне серьезного межконфессионального обострения - после того, как экстремисты убили солдата королевских войск Ли Ригби. "Сейчас самое подходящее время для того, чтобы услышать голос умеренных мусульман, которых в Британии большинство", - объяснил это решение, кстати, не слишком тогда популярное, глава дирекции информационных программ канала Channel 4.

    А вот тихая мирная Швейцария пережила настоящую "минаретную войну" - разумеется, она шла в информационном пространстве. В 2009 году большинство жителей высказались против строительства при мечетях новых минаретов, с которых муэдзины могли бы призывать единоверцев на молитвы. Этот вопрос был вынесен на всеобщий референдум (старая добрая традиция здешних мест) с подачи правой Народной партии Швейцарии.

    Развернулась целая кампания "Остановим минареты" - инициаторы называли их "символом будущей экспансии шариата". Противники референдума, напротив, выходили под лозунгом "Неба Швейцарии хватит на всех". И все же, как показало голосование, остались в меньшинстве. Итоги народного волеизъявления вызвали настоящий скандал, и Альпийская республика получила немало нареканий от стран ЕС и правозащитных организаций.

    Поделиться